1. Перечень лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
В первую очередь к ним относятся контролирующие лица.
Контролирующее лицо - лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Стоит отметить, что понятие «контролирующее» по своему толкованию, несмотря на последующую попытку конкретизации п.2 ст. 61.10, является очень широким (см. п. 5 ст. 61.10 «Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника лицом по иным основаниям»).
Иными словами, статус «контролирующего» может быть присвоен любому лицу, которое обладает управленческими полномочиями на предприятии.
Презумпции, свидетельствующие о том, что лицо является «контролирующим»:
- являлось руководителем должника или управляющей организации, членом исполнительного органа, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии;
- имело право самостоятельно, либо совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций или более чем половиной долей уставного капитала, или более чем половиной голосов в общем собрании участников, либо имело право назначать руководителя должника;
- извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, уполномоченных выступать от имени компании, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия компании.
К субсидиарной ответственности могут быть привлечены также иные лица:
Признаки, наличие которых указывает на возможность привлечения к субсидиарной ответственности:
- ведение бухгалтерского учёта и хранения бухгалтерских документов;
- статус единоличного исполнительного органа юридического лица, а также наличие таких обязанностей как: составление и хранение документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
- наличие у лица обязанности по представлению документов для государственной регистрации либо обязанности по внесению сведений в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
2. Перечень лиц, с которых могут быть взысканы убытки.
Перечень лиц, с которых могут быть взысканы убытки в рамках дела о банкротстве, также конкретизируется в новой главе закона.
К таким лицам относятся:
1. лица, уполномоченные выступать от имени юридического лица, членами коллегиальных органов юридического лица;
2. лица, определяющие действия юридического лица, в том числе учредителями (участниками) юридического лица;
3. лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица.
Перечень лиц, с которых могут быть взысканы убытки в рамках дела о банкротстве, также является открытым. Как требование о привлечении к субсидиарной ответственности, так и требование о взыскании убытков могут быть заявлены к любым лицам, связь которых с действиями предприятия удастся доказать.
3. Процессуальные права и обязанности - распределение бремени доказывания.
В спорах о привлечении лица к субсидиарной ответственности действуют иные правила распределения бремени доказывания.
Ранее в правоприменительной практике уже упоминалось об особом порядке распределения бремени доказывания по делам, связанным с ответственностью руководящего органа предприятия - см. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".
Однако с принятием нововведений в ФЗ «О несостоятельности», такие презумпции закреплены непосредственно в законе.
Так, согласно Постановлению Пленума №62 для переложения бремени доказывания законности действия/бездействия на лицо, привлекаемое к ответственности, необходимо было установить факт уклонения последнего от защиты. В действующем законе основания переложения бремени доказывания были ужесточены по отношению к ответчику.
Согласно ст. 61.16 ФЗ «О несостоятельности» одного факта дачи лицом, привлекаемым к ответственности, объяснения для сохранения стандартного порядка распределения бремени доказывания недостаточно. В случае явной неполноты позиции, представленной в ответ на заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности ложится на лицо, привлекаемое к ответственности.
Указанное нововведение порождает дополнительные проблемы для ответчика. Дать оценку доводам привлекаемого лица, а также их достаточности и полноте суд может только в итоговом судебном акте. Как следствие в ходе судебного заседания стороне остаётся лишь предполагать - удалось ли ей исполнить все требования, которые предъявляются к позиции лица, привлекаемого к ответственности, положениями п.4 ст. 61.16 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Определение размера субсидиарной ответственности.
Размер субсидиарной ответственности равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
В размер субсидиарной ответственности не включаются требования к должнику, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам;
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого контролирующего должника лица.
5. Бездействие по не оспариванию необоснованных требований кредиторов как в деле о банкротстве, так и за рамками этого дела - является основанием для взыскания убытков.
Нововведение призвано исключить ситуации «контролируемого» банкротства, когда по заранее сложившейся договоренности, «дружественный» кредитор обращался в суд с, как правило, заранее «просуженным» требованием о включении в реестр требований кредиторов с целью получить контроль над процедурой банкротства.
6. Мировое соглашение по делам о привлечении к субсидиарной ответственности.
Нововведением расширяются положения действующего АПК РФ.
Статьёй 61.21 ФЗ «О несостоятельности» устанавливаются особенности, которые необходимо учитывать при заключении мирового соглашения по делам о привлечении лица к субсидиарной ответственности.
К таким особенностям относятся:
1) Мировое соглашение может быть утверждено судом, только в случае раскрытия ответчиком сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения.
Иными словами, чтобы заключить соглашение лицу, привлекаемому к ответственности, необходимо продемонстрировать наличие имущества, которого достаточного для погашения возложенных убытков.
2) В случае, если на стороне истца или ответчика имеет множественность лиц, то мировое соглашение возможно только при условии заключения его всеми лицами при единогласном одобрении.
3) Прощение долга отдельными кредиторами допускается.
Что по итогам:
По итогам мы видим закон, который существенно ужесточает ответственность лиц, которые обладают полномочиями по управлению предприятием-должником.
Расширяется как субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, так и перечень оснований, по которым такая ответственность может наступить.
В большей части нововведения в закон продолжают тенденции правоприменительной практики по делам о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей и взыскании с последних убытков.