Основные шаги на начальном этапе
На первый взгляд, наиболее эффективным средством розыска активов является профессиональный частный сыск в соответствующей юрисдикции. Поскольку местным квалифицированным детективным агентствам или консультантам доступен более широкий инструментарий для проведения расследования, сбора и закрепления доказательств. Минус – это необходимость финансирования, дороговизна подобных мероприятий. В связи с чем в трансграничных банкротствах зачастую обязательства по финансированию подобных процедур берут на себя именно кредиторы. Также популярна модель заключения соглашения, предполагающего выплату гонорара успеха.
Пример: ГК «АСВ» достаточно часто и эффективно провидит самостоятельные расследования с привлечением частных локальных специалистов. Так добившись привлечения банкира Сергея Пугачева к субсидиарной ответственности по делу № А40-119763/10, Агентство отыскало замок во Франции на балансе оффшорной компании, контролируемой Пугачевым. В настоящее время поиск зарубежных активов по данному делу по контракту с АСВ осуществляет группа А1, прибегая, в том числе, к таким нетривиальным методам, как объявление вознаграждения за информацию о зарубежных активах должника. Еще один аналогичный проект, реализуемый А1 – розыск бенефициарного владельца Внешпромбанка Георгия Беджамова и его сестры – бывшего президента банка Ларисы Маркус.
В любом случае, в первую очередь, необходимо сформулировать перечень юрисдикций, где предположительно находится имущество должника – это оптимизирует процесс поиска и последующую легализацию собранных доказательств. Затем удостовериться в наличии у Российской Федерации международного договора о правовой помощи с государством, в которое планируется направить судебное поручение, или в возможности исполнения такого поручения в данном государстве в соответствии с принципом взаимности. С целью обращения за судебным содействием в розыске активов или проведения частного сыска необходимо собрать доказательства самой возможности обладания должником зарубежным имуществом.
Несомненно, возможность самостоятельного поиска зарубежных активов имеется, – она доступна благодаря автоматизированным скрининговым IT решениям (зарубежные аналоги российский СПАРК Интерфакс или Контур Фокус). Самые известные и надежные из них:
- Dow Jones, Dun & Bradstreet,
- World-Check/Thomson Reuters,
- WorldCompliance and Lexis Person Check / LexisNexis
При желании доступен и ручной поиск, который предполагает самостоятельный анализ публичных реестров: коммерческие реестры, реестры движимого и недвижимого имущества, финансовой отчетности, телефонные справочники и адресные книги, судебные решения и штрафы, а также данные СМИ и соцсетей.
Пример: Показательный пример самостоятельной эффективной работы по розыску активов – дело № А40-308982/2018 по иску временной администрации ПАО «Промсвязьбанк» о взыскании убытков с банкиров Ананьевых и связанных с ними лиц. На основании собранных истцом данных, арбитражный суд наложил арест на различные активы контролирующих банк лиц (включая частные самолеты и произведения искусства), находящиеся как с собственности ответчиков, так и связанных с ними зарубежных компаний.
Что и как искать
Чтобы определить зону поиска, необходимо выяснить центр экономических интересов должника и взаимозависимых с ним лиц, их контрагентов, проследить движение сделок и транзакций, а также их собственные передвижения. Целесообразным в данном случае является судебное истребование:
- копий загранпаспортов должника или сведений об их наличии у Главного управления по вопросам миграции МВД России
- сведений о выездах за пределы РФ с указанием стран пребывания и длительности пребывания со ссылкой на возможное выявление активов должника за пределами РФ из Пограничной службы ФСБ России.
Определение объектов поиска (акции и ценные бумаги, морские и воздушные суда, автомобили, произведения искусства, земельные активы и прочее) – поможет сузить и определить релевантный инструментарий поиска с использованием скринингового ПО и мануального поиска.
Однако, самостоятельный поиск активов потребует погружение в специфику каждой юрисдикции, что предполагает знание языка страны поиска, предоставляемых юрисдикцией информационных ресурсов и статуса получаемой информации. В связи с этим, наиболее эффективным, но и затратным способом все же будет обращение к локальным юридическим фирмам и детективным агентствам для проведения расследования в стране поиска.
Но даже если сбор сведений происходил в рамках частного сыска, то обязательным условием включения зарубежных активов в конкурсную массу является, во-первых, процессуальная легализация собранных сведений (начиная от апостилирования и нотариального удостоверения перевода официально полученной документации до истребования такой документации на основании косвенных или неофициальных сведений путем направления российским судом судебного поручения), во-вторых, признание и исполнение российских судебных актов в соответствующих зарубежных юрисдикциях.
Пример: Наглядный пример признания российской процедуры банкротства в иностранной юрисдикции и приведения в исполнение соответствующих судебных актов – дело кредитной организации ООО «Внешпромбанк» (дело А40-17434/16). Суд США по делам о банкротстве Южного округа Нью Йорка удовлетворил петицию конкурсного управляющего российского банка по Главе 15 Кодекса США о банкротстве и признал приоритет российской процедуры банкротства, предоставив ему средства защиты на территории США в поддержку основной процедуры банкротства на территории России. Включая: право иностранного представителя распоряжаться и реализовывать все или часть активов Банка в рамках юрисдикции США, приводить в исполнение решения и ходатайства в отношении любых активов, включая процедуру поиска активов.
Как мы видим, последний этап в еще большей степени предполагает глубокую экспертизу действующих международных соглашений, иностранных норм права и правоприменительной практики в области трансграничной несостоятельности. А значит, необходимость привлечения профессиональных внешних консультантов для розыска активов на той или иной стадии «маршрута» для кредиторов все же является очевидной.
Alliance Legal Consulting Group — российская национальная юридическая фирма. Обеспечивает правовое сопровождение крупного и среднего бизнеса, в том числе частных инвесторов и госкорпораций в рамках российского и международного законодательства.