О юррынке в 2021 году
На юррынке вижу положительные тенденции по сравнению с началом пандемии. Очевидно растет инвестиционная активность как в традиционном M&A, так и в инфраструктурных, технологических проектах, инвестициях в различные IT-проекты. Это подстегивает рост спроса на юридические услуги. Клиенты ожидают не просто юридических знаний, но и знаний соответствующего направления, отрасли, тенденций на рынке. Поэтому хороший результат дает взаимодействие с экспертами других консультационных направлений нашей компании. Это выразилось в росте финансовых показателей, который мы увидели, когда подвели итоги 30 сентября.
Юристы KPMG Law взаимодействуют с экспертами других направлений компании, и это дает хороший результат.
Стоит отметить устойчивый тренд на глобализацию в плане формирования лучших мировых практик на международном уровне, например, в области ESG [правила ведения бизнеса, которые учитывают общие интересы в сфере экологии и общества. — Прим. ред.]. Об этом сейчас активно заговорили в России. На уровне KPMG Global Legal Services сформирована профильная ESG-практика как часть межотраслевой глобальной экспертизы. Ее опытом мы можем пользоваться как при консультировании наших клиентов, добровольно внедряющих ESG-практики, так и при обсуждении российских законодательных инициатив на различных площадках.
Какие услуги и практики востребованы
Мы всегда делаем акцент на развитие экспертных навыков и услуг в областях, имеющих тенденцию к росту, и там, где мы видим свое экспертное и маркетинговое преимущество. Поэтому у нас рост по всем направлениям нашей практики.
В области M&A (слияния и поглощения) в 2021 году особенно возросла активность, нередко инвесторы конкурируют за актив. У нас был ряд случаев, когда команда с учетом процедур конфликта интересов и Chinese wall [барьера по обмену информацией между отделами компании. — Прим. ред.] сопровождала, например, дью дилидженс (комплексную оценку объекта инвестирования) практически одновременно для двух претендентов на объект.
У нас были случаи, когда мы с учетом конфликта интересов и барьера по обмену информацией между отделами сопровождали дью дилидженс сразу двух претендентов на один объект.
Еще возрос спрос на сопровождение процессов, связанных с внедрением нового законодательства, прежде всего, редомицилиации [перевод активов из одной налоговой юрисдикции в другую. — Прим. ред.] зарубежных холдингов в САР — специальные административные районы. Сейчас мы сопровождаем несколько таких проектов: и консультируем, и непосредственно сопровождаем редомицилиацию.
Устойчиво растет практика сопровождения корпоративных реструктуризаций. Среди успешных практик также отмечу Real estate (недвижимость), сопровождение проектов в области ГЧП и иных публично-правовых проектов (например, СПИК — специальных инвестиционных контрактов). Поскольку инвесторов все больше интересуют проекты в области IT, существенно возрос спрос и на услуги по интеллектуальной собственности. Рост практики составил более 20% по сравнению с 2019–2020 годами.
О прибыльности
С точки зрения доли в выручке самые прибыльные направления нашей практики: M&A, Corporate, Real Estate & Construction.
Общий рост выручки по сравнению с прошлым годом составил рекордные 28%, бюджет превышен на 15%. Если говорить о практиках KPMG Law в СНГ, отлично «выстрелила» созданная год назад юридическая практика в Узбекистане. Она показала 150% к бюджетному показателю, то есть перевыполнила на 50% бюджет, установленный на год. Также существенный портфель крупных комплексных проектов есть в Азербайджане, что позволило KPMG Law в Баку занять ведущие места в рейтингах юридических консультантов и увеличить долю «юридической» выручки компании.
О запросах клиентов и том, как их выполнять
Среди клиентов в 2021-м стало больше крупных инвесторов, претендующих на приобретение объектов с ценой сделки от $500 млн. Увеличилось количество инвестиций в масштабные девелоперские проекты. В апреле 2021-го мы закрыли одну из таких сделок по продаже большой площадки в Москве с несколькими зданиями под комплексную застройку. Сейчас сопровождаем похожий проект.
Поскольку инвесторы конкурируют за объект, остается все меньше времени, чтобы подготовить юридическую документацию и провести дью дилиженс. Некоторые слишком короткие сроки раньше вызывали бы недоумение, но мы готовы к таким вызовам. Например, в конце октября мы реализовали проект по проверке одной из крупнейших групп застройщиков (свыше 40 юрлиц) за шесть календарных дней. Клиенту нужно было успеть подать заявку на тендер и получить одобрение банка на кредитование проекта.
Мы готовы к вызовам. В октябре мы проверили одну из крупнейших групп застройщиков (свыше 40 юрлиц) за шесть календарных дней.
Успешно справиться с задачей помогли профессионализм и мобилизация команды, а еще автоматизация процессов. Например, на основе огромного опыта мы создали матрицу рисков в области недвижимости и строительства. Она позволяет системно присваивать уровень риска тем или иным обстоятельствам, которые наиболее часто встречаются в этой отрасли.
Будет дальше развиваться тренд на скорость и автоматизацию юридических услуг. Как и раньше, будут востребованы юристы, которые не только обладают глубокими знаниями в своем направлении, но и понимают финансовые и налоговые аспекты проектов. В ГЧП (концессиях), например, нужно понимать основы финансовой модели проекта для грамотного структурирования условий о плате концедента, особых обстоятельствах и иных коммерческих аспектов. В этом контексте простое знание закона не заменит командной работы со специалистами по корпоративному финансированию. Например, благодаря усилиям кросс-функциональной команды мы смогли реализовать проект по подписанию концессионного соглашения на строительство двух заводов по утилизации илового осадка с Правительством Москвы. Он стал одним из знаковых концессионных проектов этого года.