Теперь, когда основные трудности первоначального этапа формирования нового российского рынка позади, пора задуматься о более стратегических вопросах развития рынка и профессии в целом.
Так, требует осмысления следующий вопрос: должно ли после 2022 года российское законодательство по-прежнему допускать на наш рынок юрфирмы из других государств без серьезных ограничений? Или же, как это принято в большинстве недружественных и вполне дружественных стран, юррынок должен быть «национальным»? То есть право оказывать юруслуги должно быть только у тех российских организаций (образований), которые регулируются национальным законодательством о юридической профессии (например, российским законом об адвокатуре).
Другой важный для развития рынка и профессии вопрос состоит в том, насколько сегодняшнее регулирование рынка адекватно его текущему состоянию. Российские юрфирмы работают во всем многообразии организационно-правовых форм — как в виде АО и ООО, так и в виде разных адвокатских образований. Это создает существенный дисбаланс в правовом регулировании взаимоотношений между юрфирмами и клиентами (которые доверители не всегда полностью осознают) и не позволяет формировать единые условия для честной конкуренции на юррынке.
Считаю, что уже назрело время для дискуссии в профессиональном сообществе о том, как ввести минимально необходимый уровень регулирования профессии, адекватный сегодняшним реалиям, и создать условия для плавного перехода российского юррынка на новые рельсы.