Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Спецвыпуск: Право-300
Алена Кучер, партнер ККМП
11 декабря 2023, 8:51

Второй год в экстраординарных условиях: «что день грядущий мне готовит?»

Второй год в экстраординарных условиях: «что день грядущий мне готовит?»
Второй год юридический, да и не только юридический рынок живет в экстраординарных условиях, когда привычные подходы и модели оказались более не востребованными и рынок вынужден был адаптироваться к новым реалиям. Подводя итоги второму экстраординарному году, хотелось бы поделиться мыслями о том, что из пришедшего за это время уже прижилось и, скорее всего, останется с нами надолго, что появилось нового, а что ушло в прошлое.

Что превратилось из экстраординарного в обыкновенное и грозит стать новыми реалиями надолго

• Особая роль контрсанкционного и валютного комплаенса: прошлый год ознаменовался критическим повышением роли контрсанкционного и валютного комплаенса; юридические фирмы существенно нарастили штат регуляторных юристов, клиенты юридических фирм начали выстраивать целую систему контрсанкционного и валютного комплаенса, при согласовании сделок вся процедура подписания и закрытия центрируется вокруг соблюдения контрсанкционного и валютного законодательства. Похоже, теперь это с нами надолго. 

• Скорость: как это банально не звучит, скорость принятия решений и совершения сделок, а значит и скорость юридической работы продолжает расти, причем критическими темпами. Если раньше юристы закладывали на due diligence 4 недели, сейчас клиент требует две, если раньше клиенты писали проект договора несколько дней, сейчас должны быть готовы за ночь и т.п. И, похоже, тут возврата к прошлым скоростям ждать не приходится. Скорости будут продолжать расти, что ставит перед консультантами новые вызовы по организации и автоматизации работы.

• Автоматизация: связана с предыдущим пунктом – все процессы, которые можно доверить «машинам», должны выполняться «машинами», люди все возрастающие скорости уже не в силах будут поддерживать. На рынке сейчас очень бурно и много обсуждаются различные механизмы legal tech и ИИ, однако реально прорывных решений пока нет. И среди юридических консультантов выиграет тот, кто первым и наиболее качественно найдет, как автоматизировать большинство своих функций, не потеряв при этом в качестве и индивидуальности подхода к каждому клиенту.

Что ушло в прошлое

• Скорость ради скорости: да, клиенты все меньше готовы прощать опоздания, но еще больше они не прощает ошибок, вызванных спешкой, поэтому результаты должны быть не только быстрыми, но и юридически корректными. Задача, как сделать быстрее, но то же по качеству. Отсюда – см. пункт выше – автоматизация во главе задач. Если свои не менее сложные функции автоматизируют банки, ритейл и другие сектора, то просто невозможно объяснить клиентам, почему не автоматизируются обслуживающие их юристы при том, что в юридической функции не меньше, а то и больше того материала, который мог бы быть автоматизирован без потери (а то и с улучшение) качества. 

• Наличие постоянных зарубежных партнеров: в условиях санкционных ограничений прошлый год ознаменовался спешным поиском локальных консультантов, готовых работать на российских клиентов. Однако за прошлый и этот год связи с локальными консультантами удалось наладить, почувствовать их настроение и аппетит к рынку, наработать опыт сотрудничества с новыми консультантами в ситуации, когда привычные локальные консультанты из глобальных сетей работать на российских клиентов отказывались. Сейчас подбор оптимального состава консультантов на проект – уже быстро решаемая одним звонком рутинная задача, а не эстафета с большим количеством неизвестных, как это было еще год назад.

• Релокация за рубеж: некогда популярная тенденция запросов со стороны клиентов о релокации их бизнеса за рубеж сменилась противоположным запросом на редомициляцию зарубежного бизнеса в Россию 

Что появилось нового

•  ГЧП, проектное финансирование, asset finance: существенно повысился спрос на эти услуги, так как клиенты инвестируют капитал в России, но поскольку делать это самостоятельно рискованно и дорого, то большинство крупных проектов включают банковский и государственный капитал. 

•  Цифровая валюта: актуализация этой темы вызвана принятием законодательства о цифровом рубле и начале тестирования платформы цифрового рубля в России. Еще большей актуальности этому вопросу придает наметившаяся тенденция к интеграции платформ цифровой валюты центральных банков дружественных стран(CBDC), что позволит в будущем использовать цифровую валюту для международных расчетов, существенно снизив санкционные риски в таких расчетах 

•  Ответственность за искусственный интеллект (ИИ): возросло количество претензий к результатам деятельности ИИ, следовательно, особую актуальность получает вопрос атрибуции действий ИИ, и это очень непростой вопрос, особенно в отсутствие регулирования в этой сфере. 

•  Глубокая аналитика: у клиентов возродилась потребность в глубоком доктринальном понимании предлагаемых подходов. В новых реалиях многие сделки, иски и проекты приходится структурировать и обосновывать нетипично, а для этого очень важна экспертиза консультанта и его глубокое знание не только текущего законодательства и судебной практики, но и доктрины и умение предсказывать последствия нетиповых решений и отстаивать их, в том числе в суде. 

•  Кадры: выросла необходимость в современных высококвалифицированных специалистах, умеющих адаптироваться к новым реалиям. Охота за умными головами на юридическом рынке велась всегда, но масштаб охоты и ограниченное количество находящихся в поиске работы квалифицированных юристов – новая реалия рынка.