Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Спецвыпуск: Право-300
Евгений Королев, партнер White Square
11 декабря 2023, 8:49

Отдельные аспекты структурирования бизнеса в ОАЭ

Отдельные аспекты структурирования бизнеса в ОАЭ
Занимая чрезвычайно высокие места в мировых рейтингах простоты ведения бизнеса (ОАЭ стабильно входят в первую двадцатку), Эмираты стали местом притяжения для предпринимателей со всего мира. Несмотря на это, структурирование бизнеса в ОАЭ требует аккуратного и тщательного подхода к тонкостям местного регулирования, о некоторых аспектах которого рассказал Евгений Королев, партнер дубайского офиса консалтинговой фирмы White Square.

Учреждение

Каждое юридическое лицо в ОАЭ обязано иметь лицензию с определенными видами деятельности: лицензирование выступает в качестве регулярного квазиналогового платежа. Наиболее популярна организационно-правовая форма в виде компании с ограниченной ответственностью (LLC или ее функциональный аналог), которую можно учредить:

1. На материке (mainland). В таком случае лицензию выдает Департамент экономического развития соответствующего эмирата. Отметим, что форма государственного устройства ОАЭ как федерации предопределяет вариативность регулирования на уровне отдельных эмиратов (например, списки видов деятельности в Дубае и Абу-Даби различаются). Ранее для учреждения иностранцем компании на материке требовалось, чтобы был локальный партнер — гражданин ОАЭ. Сейчас требование сохранено только для ограниченного перечня стратегических секторов, включая банковский, оборонный, телекоммуникационный.

2. В одной из более чем 40 свободных зон (free zones), которые можно условно поделить: 

  • на свободные зоны с полностью автономным правовым регулированием, включая, к примеру, сферу договорных и трудовых отношений, разрешения споров и арбитража. К таким свободным зонам следует относить DIFC (регулирование которого основано на английском праве) и ADGM (прямо применяет английское право с некоторыми особенностями). Эти свободные зоны имеют преимущества при структурировании крупного бизнеса с финансовыми видами деятельности; 
  • свободные зоны с ограниченным корпоративным регулированием и автономией. К этой подгруппе относятся Meydan FZ, DMCC, JAFZA, DWTC, twofour54 и другие. Основными недостатками свободных зон указанной подгруппы считается относительная лаконичность регулирования, в связи с чем на практике возникает большое количество вопросов к толкованию регулирования и фокусу регистрирующих органов на формализме (что, например, приводит к некоторым трудностям при структурировании опционов). Однако учреждение в свободных зонах этой подгруппы, как правило, требует меньших затрат финансовых и временных ресурсов, чем в DIFC и ADGM.

Отметим, что в RAK ICC и JAFZA дополнительно существует возможность учреждения офшорной компании (offshore company), которая может вести деятельность исключительно за пределами ОАЭ, но имеет право владеть недвижимостью в ОАЭ при соблюдении определенных условий.

Трасты и фонды

В ОАЭ действуют два параллельных режима (ограничений на владение активами нет ни в одном из них): 

  • трасты на материке — считаются юридическими лицами;

  • трасты в DIFC и ADGM — применяется классический англо-правовой подход: трасты — это не юридические лица, а совокупность правовых отношений, связывающих трасти, бенефициаров и имущество под управлением трасти.

Одно из ключевых отличий материковых трастов от трастов в DIFC и ADGM состоит в том, что трастовые инструменты и сделки с имуществом материковых трастов в любом случае регистрируются в непубличном реестре Министерства финансов ОАЭ.

Фонды (foundations) допускается учреждать в свободных зонах DIFC, ADGM, RAK ICC. В каждой из свободных зон действует самостоятельное регулирование по учреждению и деятельности фондов, но требования к фондам в целом похожи и позволяют рассматривать их в качестве функционального аналога трастов.

Применимое право и орган разрешения споров

По общему правилу стороны договора в ОАЭ вправе выбрать иностранное право для регулирования отношений, за исключением некоторых вопросов. Это, к примеру, вещные права (в том числе в отношении недвижимости, расположенной на территории ОАЭ), трудовые договоры (при этом в дополнение к трудовому договору по местной форме на практике, как правило, заключается дополнительный трудовой договор, имеющий более детальное регулирование), сделки, требующие нотариальной формы (например, распорядительные сделки в отношении акций материковых компаний или выдача доверенности).

В качестве органа разрешения споров стороны могут избрать одну из следующих опций:

  • обратиться в суды ОАЭ (материковые или свободных зон — DIFC/ADGM);

  • прибегнуть к арбитражу на территории ОАЭ (например, DIAC в DIFC);

  • обратиться в иностранный суд или арбитраж с последующим приведением в исполнение иностранного судебного или арбитражного решения в ОАЭ.

При этом арбитраж DIFC-LCIA был ликвидирован в 2021 году. Для устранения рисков отказа в признании арбитражной оговорки (на практике уже встречались прецеденты) рекомендуем указывать в ней его правопреемника DIAC и приводить арбитражную оговорку в соответствие текущему наименованию учреждения. Кроме того, на практике есть сложности с признанием и приведением в исполнение арбитражных решений и иностранных судебных решений из-за возможного ограничительного подхода материковых судов.

Изменение регулирования

При структурировании нельзя не учитывать динамичность внесения изменений в законодательство ОАЭ. 

В качестве примера следует привести процесс введения корпоративного налога (налога на прибыль). Изначально в декабре 2022 года планировалось, что корпоративный налог не будет распространяться на компании, учрежденные в свободных зонах. В июне 2023 года были опубликованы нормативные акты, предусматривающие применение корпоративного налога к компаниям из свободных зон (с возможностью применения льготной 0% ставки в некоторых случаях). Уже в октябре 2023 года внесли изменения в нормативные акты от июня 2023 года, расширив возможность применения льготной налоговой ставки. 

Иным примером может служить изменение правил об эмиратизации: туда добавили требование о наличии работников — граждан ОАЭ в материковых компаниях. В июне 2022 года было установлено требование по эмиратизации с трудовым коллективом численностью 50 и более человек (начало применяться с 2023 года). В июле 2023 года было выпущено постановление, в соответствии с которым в 2024 году круг материковых компаний, на которые будут распространяться требования по эмиратизации, существенно расширится за счет включения в него компаний, занятых в отдельных секторах экономики ОАЭ, с трудовым коллективом численностью 20–49 человек.