В интернете и специализированной литературе фактически отсутствует информация, посвященная рискам, связанным с попытками обхода требований указов президента и получения согласия подкомиссии комиссии по контролю за иностранными инвестициями при покупке или продаже стратегических предприятий, а равно при выводе средств за рубеж.
Прежде чем поделиться с коллегами опытом согласования сделок M&A со стратегическими предприятиями, я хотел бы развеять мифы:
- о законности вывода средств за рубеж и совершения сделок как обычных, так и стратегических компаний в обход требований указов президента без получения согласия правкомиссии;
- том, что такой обход выгоден для доверителей.
Основные трудности и особенности
К сожалению, даже среди крупных юридических компаний появилась информация о реализованных сделках M&A и выводе денежных средств в обход требований указов президента и правкомиссии. Эта информация подается в положительном аспекте как успех юристов, которые помогли своему доверителю продать компанию за 100% от ее рыночной стоимости, а не за 50%, а также помогли вывести в качестве дивидендов и займов все деньги из России.
Прежде чем обсуждать механизм согласования сделок в правкомиссии (зачем же ему следовать, если есть такие «замечательные» методы реализации прав своих доверителей), предлагаю читателям проанализировать такие «выгодные» услуги и их последствия.
Да, действительно, реализовать покупку или продажу акций, например, кипрской компании, косвенно владеющей заводом в России, возможно. Также банки выпускают значительные средства, гораздо больше 10 млн руб. в месяц, за рубеж. Тем не менее рекомендую не подменять такие правовые понятия, как «реализованная схема сделки» и «легальная сделка».
Не существует легальных механизмов совершения сделок и вывода средств за рубеж без разрешения правкомиссии.
Займу непопулярную точку зрения. Эти сделки можно реализовать физически, но законными они от этого не становятся. Эти сделки нарушают указы президента и поэтому, в силу ст. 169 ГК являются ничтожными, что позволяет государственным органам как взыскать всю сумму сделки в доход государства, так и привлечь к уголовной ответственности.
Государство начало жестко реагировать на такие уже реализованные сделки. Вывод денежных средств и совершение сделок без согласия правкомиссии — это огромный риск привлечения к финансовой и уголовной ответственности, несопоставимый с выгодой от таких действий.
На примере дела IKEA: сделка по выводу средств оспорена, компания должна уплатить штраф в размере всех выведенных средств. Структуру IKEA обязали выплатить в доход государства 12,9 млрд руб.
Нет и, предполагаю, не будет дел, где российские суды откажут российским госорганам в исках о признании сделок вывода денежных средств ничтожными.
Анализируя последние 20 лет правовой практики Российского государства по контролю выполнения установленных им требований, изучая за последние два года в совокупности указы президента, письма Центробанка, разъясняющие их, и начавшуюся формироваться правоприменительную судебную практику, я абсолютно убедился, что вывести деньги любым способом на законных основаниях, равно как и совершить любую сделку, в том числе с косвенным владением или иной юрисдикцией, также безвозмездную или безденежную или направленную на удовлетворение якобы встречных требований, невозможно. Более того, это будет преступлением, предусмотренным ст. 193.1 УК.
Это касается всех видов сделок, в том числе встречных и безденежных обязательств. Такая позиция государства, выраженная нами в качестве предположения еще полтора года назад, нашла отражение в информационном письме Банка России от 22.04.2024 № 1-ОР «О разъяснении порядка применения положений Указа Президента от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» при прекращении обязательств».
Соответственно, вся «правовая позиция» авторских методик, рекламирующих свои услуги по выводу средств, заключается в том, что государство об этом не узнает. Вынужден не согласиться с ними. Во-первых, сама по себе позиция построения сделки на догме, что она будет скрыта от контролирующих государственных органов, не является профессиональной и находится за гранью закона. Во-вторых, и это главное, вариантов, что об этом государство не узнает, нет.
Дело в том, что государственными органами, ответственными за соблюдение валютного законодательства и выполнение контрсанкционных указов президента, назначены Генеральная прокуратура, Банк России, ФТС и ФНС.
В соответствии с № 173-ФЗ, задачами валютного контроля являются обеспечение экономической безопасности государства и защита национальных интересов Российской Федерации, учет, обобщение и анализ информации о валютных операциях, своевременное и полное исполнение резидентами обязанностей по репатриации валюты на внутренний валютный рынок, возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения резидентами и нерезидентами положений валютного законодательства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Указанные выше государственные органы, работающие в порядке межведомственного взаимодействия, имеют доступ ко всей информации по движению средств как между компаниями, так и между гражданами. Поэтому скрыть переход права собственности, смену команды, получение золотого парашюта при смене команды, изменение товарных запасов и тем более списание денежных средств со счетов невозможно.
Практика уголовного преследования за незаконный вывод денег ранее сформирована.
По заявлению ФТС в отношении должностных лиц компании «Столичный брокер» по факту совершения валютных операций по переводу средств на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода в особо крупном размере возбудили уголовное дело № 12201009605000108 по ст. 193.1 ч. 3 п. «а» УК.
Уверен, лица, рекламирующие свои услуги по совершению сделок, прекрасно понимают, какие негативные последствия грозят их клиентам. Не удивлюсь, если потом они будут зарабатывать, представляя интересы своих доверителей в судах, где эти сделки будут оспорены, а потом еще и защищать уже владельцев бизнеса в случае их привлечения к уголовной ответственности.
Еще год назад мы переписывались с одним из таких юристов крупной юрфирмы (переписка в официальной корпоративной почте сохранена). Вся правовая позиция этой компании строилась на том, что в момент совета по совершению подобной «сделки» не было сформированной позиции государства в виде судебного или уголовного дела. Как следовало из переписки, отсутствие исков со стороны государства по аналогичным сделкам позволяло сделать выводы о якобы их законности. К сожалению, сейчас даже такая позиция утратила свое существование.
Что касается законных действий по получению согласия на продажу доли в стратегических компаниях.
В интернете нет информации о порядке согласования сделок M&A по покупке или продаже стратегических предприятий.
Эта статья носит сугубо практический характер, чтобы помочь уважаемым коллегам. Мы расскажем о пути, которым сами идем, одними из первых, чтобы получить согласие президента.
Расскажем о требованиях, предъявляемых к таким сделкам, о необходимом пакете документов, который нужно собрать, и государственных органах, чье согласие необходимо получить.
Речь идет о сделках M&A, подпадающих под следующие указы президента:
- 4 августа 2004 года указом президента № 1009 утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, куда вошли 500 крупнейших компаний России, именуемый в дальнейшем как «перечень стратегов».
- 1 марта 2022 года указом президента № 81 введен специальный регламент согласования любых сделок «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».
- 5 августа 2022 года указом президента № 520 введен запрет на совершение любых сделок в отношении стратегических предприятий.
С момента принятия указа № 520 без специального решения президента не могут осуществляться сделки с акциями (долями) существенной части российских недропользователей, кредитных организаций, нефтесервисных организаций, стратегических предприятий и иных лиц, прямо поименованных в этом указе.
Теперь правкомиссия наделена дополнительным правом рассматривать вопрос о целесообразности совершения сделок по указу № 520 и давать мотивированные рекомендации о допустимости их совершения. Соответствующий порядок должен быть утвержден отдельным актом правительства.
Регламент одобрения сделки M&A по стратегическому предприятию
Для получения согласия на сделку необходимо собрать пакет документов, аналогичный тому, который мы с вами собираем по сделкам M&A при выходе иностранцев из нестратегической российской компании. В такой пакет документов для правкомиссии входят следующие документы: ДКП, справка KPI, обязательства по оплате добровольного взноса с подтверждающими документами, справка о финансовой состоятельности на покупку предприятия, документы от покупателя, подтверждающие компетенцию его компании по управлению покупаемыми активами, справка о локализации производства — при покупке реального сектора экономики.
Но, в отличие от стандартной правкомиссии, мы с вами должны подготовить письмо в свободной форме в Администрацию президента. Письмо готовится в виде заявления о выдаче специального разрешения на осуществление сделки на основании Указа Президента от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
В заявлении необходимо указать и обосновать цель сделки. Например, необходимость совершения сделки связана исключительно с оптимизацией структуры управления аффилированных компаний с целью последующего совместного развития компаний на территории России, создания новых рабочих мест, наращивания производственных мощностей и увеличения поступлений в бюджет Российской Федерации.
Весь пакет документов вместе с заявлением передается непосредственно в Администрацию президента. Перед принятием решения по собранному пакету выясняется мнение профильных министерств. Как это делается?
Администрация президента направляет данный пакет в Минфин. Минфин, в свою очередь, запрашивает позицию Минпромторга, высылая ему копию пакета документов. При необходимости может подключиться Минэк и Центробанк. В случае положительного мнения всех министерств сделку выносят на заседание правкомиссии. Ее решение носит исключительно рекомендательный характер для президента и не связывает его в выборе при принятии решения.