Законодательно закреплены два варианта опционных конструкций: соглашение о предоставлении опциона на заключение договора (ст. 429.2 ГК) и опционный договор (ст. 429.3 ГК).
Первый вариант предусматривает предоставление одной стороной (оферентом) посредством безотзывной оферты права другой стороне (акцептанту) заключить договор на условиях, предусмотренных опционом. Во втором варианте договор уже заключен, при этом у одной стороны есть право в установленный срок требовать от другой стороны совершения предусмотренных в нем действий, а если такого требования не поступит, то опционный договор прекращается.
Практика показала, что наследование бизнеса может привести к громким судебным процессам (дело № А40-105867/22). Следовательно, вопрос наследования прав и обязанностей, вытекающих из опционных соглашений, в отношении акций крайне важен.
П. 7 ст. 429.2 ГК устанавливает возможность уступки права по опциону другому лицу, если иное не предусмотрено опционом или не вытекает из его существа, то есть правопреемство как таковое возможно. Специального же регулирования в отношении перехода прав по опциону к наследникам акцептанта и правопреемства на стороне оферента не предусмотрено. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе иные имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК). Если сомнений в имущественном характере прав и обязанностей, вытекающих из опционного соглашения, нет, полагаем, они могут наследоваться.
Опцион заключается в форме, установленной для договора, подлежащего заключению. В отличие от сделок с долями ООО, требующих нотариального удостоверения, сделки с акциями могут заключаться в простой письменной форме. Опцион сам по себе не считается обременением или ограничением распоряжения акциями, о котором вносится запись по лицевому счету акционера-оферента, поэтому сведений об опционе на покупку акций в реестре акционеров нет. После получения акцепта оферент должен представить регистратору распоряжение, на основании которого последний спишет акции со счета продавца-оферента и зачислит их на счет покупателя-акцептанта. Права на эти акции и возможность осуществления прав по ним перейдут к покупателю с даты внесения записи по его лицевому счету (ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
А если оферент умрет до истечения предусмотренного опционом срока или до подачи распоряжения реестродержателю? Так как права на акции на момент смерти оферента еще не перешли к акцептанту, в состав наследства должны быть включены сами акции и обязанность их продать в случае акцепта оферты. После открытия наследства нотариус направит реестродержателю запрос о предоставлении информации о ценных бумагах, принадлежавших наследодателю. Поскольку никакие записи по лицевому счету оферента не вносили, в представленной реестродержателем нотариусу информации сведений об опционе не будет. Вопрос о том, знают ли сами наследники о наследуемой ими обязанности продать акции, остается открытым. Акцептанту же, в свою очередь, потребуется каким-то образом узнать о смерти оферента; выяснить, у какого нотариуса ведется наследственное дело; предъявить в качестве кредитора наследодателя в рамках п. 3 ст. 1175 ГК требование к принявшим наследство наследникам или к наследственному имуществу, если наследство еще не принято. А если наследники уже распорядились полученными акциями, то реализация права акцептанта и вовсе превращается в трудновыполнимую задачу.
Набирает популярность обеспечение исполнения обязательств из опционных соглашений путем заключения договора условного депонирования (эскроу). По договору эскроу депонент (оферент) обязуется передать на депонирование эскроу-агенту акции для исполнения своих обязательств по передаче их лицу, в пользу которого осуществляется депонирование, — бенефициару (акцептанту), а эскроу-агент обязуется обеспечить сохранность акций и передать их бенефициару при возникновении указанных в договоре оснований (например, при акцепте). При заключении договора эскроу в реестр акционеров вносят записи об эскроу-агенте и бенефициаре и о том, кто осуществляет права по депонированным акциям. Если указанные в договоре эскроу основания передачи акций бенефициару в течение срока действия договора не возникают, эскроу-агент обязан вернуть акции депоненту.
Специальные требования к эскроу-агенту законом не установлены. Если эскроу-агентом выступает реестродержатель, то обременение акций осуществляется на лицевом счете депонента. Списание акций и их зачисление на счет бенефициара происходит при наступлении обстоятельств, срока или при совершении действий, предусмотренных договором эскроу, депонент не может этому воспрепятствовать. Если эскроу-агентом выступает не регистратор, а третье лицо, то акции учитываются на лицевом счете эскроу-агента, а списываются только по его распоряжению. Вопрос наследования и исполнения обязательств в случае смерти депонента-оферента дискуссионный, мы полагаем разумным следующий подход.
Депонент сохраняет права на акции до даты возникновения оснований для их передачи бенефициару, поэтому такие акции должны быть включены в состав наследства оферента как принадлежащее ему на момент смерти имущество. Обременение по договору эскроу при этом остается в силе. А если эскроу-агентом выступает третье лицо, а не реестродержатель, акции фактически находятся на счете эскроу-агента. Из чего можно сделать вывод, что в состав наследства оферента также включается право требовать возврата акций эскроу-агентом в случае, если в течение предусмотренного договором срока не наступят обстоятельства, при которых акции передают бенефициару.
Бенефициар сможет акцептовать оферту прямо через эскроу-агента, если это предусмотрено договором. В течение срока действия договора эскроу, который не может превышать пяти лет, невозможно распорядиться акциями иначе, чем это предусмотрено договором, на такие акции не может быть обращено взыскание, наложен арест или обеспечительные меры по долгам депонента или эскроу-агента (ст. 926.7 ГК). В свою очередь нотариус, ведущий наследственное дело, при направлении регистратору запроса в отношении умершего получит информацию о том, что принадлежавшие наследодателю акции на дату открытия наследства были обременены и ограничены в совершении операций с ними на основании договора эскроу, и сможет учесть это обстоятельство при оформлении наследства.
Таким образом, использование эскроу для обеспечения исполнения обязательств по опционным соглашениям позволяет минимизировать риски всех участников сделки и сделать ее исполнение более предсказуемым.