Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Мнение
Юрий Николаев, управляющий партнер «Николаев и партнеры»
10 июня 2025, 13:15

Политика России в отношении бизнеса из недружественных стран. Есть ли шанс на возврат?

Политика России в отношении бизнеса из недружественных стран. Есть ли шанс на возврат?
21 февраля президент Владимир Путин поручил правительству проработать механизм возвращения иностранных компаний. Проект должны были подготовить не позднее 15 мая. Однако из-за начавшихся переговоров с Киевом эта работа была в части приостановлена.

На момент написания статьи (6 июня 2025 года) официальной публикации требований не было. В ранее разрабатываемом проекте чиновники рассматривали следующий регламент требований:

  • Решение о возврате иностранных компаний будет принимать правительственная комиссия.
  • Данные для правкомиссии будут предоставлять профильные федеральные органы исполнительной власти:
    • Минпромторг;
    • Минфин;
    • Минэкономразвития;
    • Минэнерго.


Требования к иностранным компаниям пока не утверждены, однако обсуждаются следующие варианты:

  • Раскрытие технологий.
  • Разработка официального открытого реестра иностранных инвесторов, имеющих право на ведение деятельности в России.
  • Условия по инвестициям и другим финансовым обязательствам.
  • Определение KPI и контроль их достижения.
  • Возможное создание специальных регионов для возврата — новые территории и зоны опережающего развития.
  • В приоритете ключевые отрасли экономики.

Планируется также проверка следующих аспектов в отношении иностранных инвесторов:

  • Нарушение российского законодательства и отсутствие случаев привлечения к административной или уголовной ответственности за несоблюдение норм трудового права.
  • Обременения перед бюджетом.
  •  Обязательства перед сотрудниками.
  • Обязательства по исполнению госконтрактам с государственными корпорациями.
  • Перевод денежных средств за границу без предварительного согласования с правительственной комиссией.

В настоящий момент российский, американский и европейский бизнес по-разному ожидают официального опубликования требований правительственной комиссии по возврату иностранных инвесторов из недружественных стран.

В ходе собственного исследования российского бизнеса по уровням ожидания возврата иностранных компаний получены следующие результаты:

  • Банковский и страховой секторы с нетерпением ожидают возврата иностранных коллег, рассматривая это как возможность перекредитования и перестрахования рисков.
  • Консалтинг и производственный сектор выступают против возвращения иностранных компаний.

Как ожидают возврата коллеги? 

Немецкие компании, обеспокоенные рисками повышенных требований при возврате на российский рынок, направили в правительственную комиссию свои предложения по кодификации компаний в зависимости от их деятельности при уходе из России. Если компания весла себя добросовестно, то есть своевременно и полностью выплатила зарплату сотрудникам, уплатила налоги, заплатила добровольный взнос в бюджет РФ и при этом вынуждена была под давлением санкций уйти, продав бизнес за 40% от его стоимости, — такая компания, по мнению российского отделения ТПП Германии, достаточно «наказана» и нет смысла ее штрафовать за попытку возврата в Россию и вложения средств в российскую экономику. При этом к недобросовестным инвесторам, нарушившим законодательство Российской Федерации, не заплатившим налоги, не рассчитавшимися с работниками, предлагается применять самые строгие меры при их намерении вернуться в Россию.


Остаются нерешенными вопросы по реализации двух типов опционов, существовавших ранее:

  • опционов, совершенных после начала СВО, но до появления требований об их одобрении;
  • опционов, обычно передаваемых CEO компании за условный минимальный платеж (один евро), получивших ранее официальное одобрение Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями.

Сейчас право не успевает за политикой — именно такую тенденцию мы наблюдаем в последние годы. Тем не менее, несмотря на быстро меняющийся политический настрой, мы можем сделать предположение о дальнейшем развитии правового регулирования на основе следующей официальной информации: 

  • С 1 марта вступили в силу изменения Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», где в ст. 6 расширен список видов деятельности, имеющих стратегическое значение, и, соответственно, для которых необходимо получить положительное решение ФАС и правкомиссии для работы на территории РФ в дальнейшем. В судебной базе Картотеки арбитражных дел мы не смогли найти решений судов, удовлетворяющих жалобы заявителей, пытавшихся оспорить отрицательные заключения ФАС.
  • В июне Госдума оперативно одобрила предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Эти изменения предоставляют отдельным категориям покупателей право в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по отчуждению (обратному выкупу) акций (долей в уставном капитале) российских компаний в пользу иностранных инвесторов и (или) аффилированных с ним лиц. 

Как показывает текущее развитие событий, если ранее политика государства была направлена на недопущение потери средств в виде ухода иностранцев и выставлении забора в виде запретительных мер, то сейчас она стала разнонаправленной. С одной стороны, остались запретительные меры на выход из России: выплаты добровольного взноса, получение специального одобрения правительственной комиссии. С другой стороны, чтобы вернуться в Россию, нужно будет также пройти правительственную комиссию и выполнить ряд политических и финансовых требований. Исходя из этого, сейчас не учитывается экономически положительный эффект от возвращения иностранного «кошелька»; гораздо важнее, какой это «кошелек» — дружественный или нет. Предполагаю, что таким образом защищаются глобальные интересы России.

Мы обратили внимание, что глобальные иностранные компании, обсуждая Россию, не воспринимают российские компании как достойных конкурентов. Россия воспринимается как площадка, где будут биться за потребителя американские и немецкие компании с одной стороны и китайские — с другой.

Нельзя забывать, что, несмотря на размер добровольного взноса в 35% при максимальной цене продажи в 40%, иностранцы готовы сейчас «дарить» свой бизнес за 5% его стоимости и менее. В моменте у нас сейчас такие три сделки. Как это ни удивительно, принятию решения о покидании России «помогают» иностранные банки. В рамках последних санкционных пакетов комплаенс-службы иностранных банков, в частности Швейцарии и Франции, отказывают в выдаче кредита или возобновлении кредитной линии своим собственным компаниям, если обнаруживают у них в любой части русские активы. Компании из Европы, бизнес которых построен на кредитных деньгах, сейчас также срочно покидают Россию, чтобы не обанкротиться в Европе.

При таких условиях делаем следующие прогнозы: 

  • Вернуться, по всей видимости, будет можно, но дорого и сложно. Для возврата будет необходимо:
    • передать технологию;
    войти в специальный Реестр иностранных компаний;
    инвестировать средства в российскую экономику.
  • Обратный выкуп, независимо от условий заключенных соглашений, будет разрешаться только по рыночной цене
  • К компаниям, работающим в стратегических сферах, в том числе IT, разработка, производство шифровальных (криптографических) телекоммуникационных систем, будут предъявлены особые требования.
  • Российский рынок действительно постепенно становится исключительно российским, а доля иностранных компаний сокращается.
  • Запретительные меры на руку российским компаниям, так как есть возможность задешево купить конкурента и развиваться до их возврата.