В 2006 году законодатель включил в закон «Об акционерных обществах» главу XI.1. Она регулирует порядок приобретения крупных пакетов акций и дает законный инструмент, позволяющий осуществлять консолидацию 100% акций через их принудительный выкуп лицом, которое приобрело более 95% акций акционерного общества. Положения указанной главы применяются в отношении ценных бумаг публичных акционерных обществ и акционерных обществ, которые на 1 сентября 2014 года были открытыми акционерными обществами (п. 8 ст. 27 закона «Об АО»).
Это достаточно популярный инструмент, и многие компании его успешно использовали до декабря 2024 года, когда Банк России в разъяснениях участникам рынка ценных бумаг сформулировал свою позицию о порядке определения статуса «резидент» в отношении владельцев ценных бумаг — физлиц. Она заключается в том, что паспорт СССР не считается документом, напрямую удостоверяющим наличие российского гражданства, и его недостаточно как основания, чтобы не идентифицировать лицо в качестве лица иностранного государства, совершающего «недружественные» действия. Соответственно, без соблюдения порядка, установленного контрсанкционными указами президента, ограничивающими совершение сделок и операций, влекущих за собой возникновение или прекращение права собственности на акции с участием недружественных нерезидентов, регистратор не может осуществить требуемые операции в реестре даже при принудительном выкупе акций. Регистраторы стали отказывать в проведении операций, связанных со списанием акций в рамках их выкупа в соответствии со ст. 84.8 закона «Об АО» со счетов физических лиц, у которых в реестре акционеров в качестве документа, удостоверяющего личность, указаны сведения о паспорте СССР, без предоставления разрешения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций на осуществление таких операций.
Все проекты по принудительному выкупу акций, не завершенные до выхода разъяснений Банка России, были приостановлены в связи с необходимостью обращения лица, по требованию которого выкупаются акции, в правительственную комиссию за получением разрешения на совершение операций, а в правительственной комиссии не были выработаны подходы к выдаче разрешений на такие нестандартные сделки, вызывающие сложные и не имеющие однозначного решения вопросы.
В последние два месяца мы наблюдаем, что у правительственной комиссии сформировался взвешенный и последовательный подход к рассмотрению обращений о выдаче разрешений на проведение операций в рамках выкупа ценных бумаг на основании ст. 84.8 закона «Об АО», в соответствии с которым:
- решения о разрешении осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги с акционерами АО, рассматриваются «пакетно» в отношении всей процедуры, а не в отношении каждого миноритарного акционера;
- лица, в информации лицевых счетов которых в качестве документа, удостоверяющего личность, указан паспорт гражданина СССР, по умолчанию приравнены к иностранным лицам, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц «недружественные» действия и лицам, которые находятся под их контролем;
- для получения разрешения на осуществления (исполнения) сделок (операций) в рамках выкупа ценных бумаг акционерного общества по требованию лица, которое приобрело более 95% акций акционерного общества, не требуется проводить оценку рыночной стоимости соответствующих ценных бумаг у оценщика (оценочной компании), включенного в перечень рекомендованных, и представлять отчет о независимой оценке выкупаемых ценных бумаг в правительственную комиссию.
| Таким образом, в существующих правовых реалиях, планируя процедуру принудительного выкупа акций в акционерном обществе при наличии акционеров с паспортами СССР, необходимо заложить время на обращение в правительственную комиссию для получения разрешения на совершение указанных сделок. Срок рассмотрения документов в среднем составляет 3–5 месяцев, но зато сам последующий процесс принудительного выкупа и списание выкупаемых ценных бумаг со счетов акционеров пройдут без осложнений и в рамках правовой плоскости. |
Существует и другой путь.
Ряд эмитентов, желая «ускорить» процесс принудительного выкупа акций, решает идти судебным путем, и здесь практика абсолютно противоречива.
Во втором квартале текущего года арбитражные суды разрешили несколько дел рассматриваемой тематики, по которым при аналогичных в целом вводных приняли диаметрально противоположные решения.
Например, по делу № А13-1421/2025 Арбитражный суд Вологодской области отказал в удовлетворении требований к акционерному обществу и регистратору об обязании зачислить на лицевой счет обыкновенные акции.
Суть спора состояла в том, что истец, будучи акционером ПАО, в порядке ст. 84.8 закона «Об акционерных обществах» осуществил процедуру выкупа ценных бумаг ПАО, после проведения которой в адрес регистратора был направлен пакет документов для списания с лицевых счетов бывших владельцев ценных бумаг и зачисления их на счет истца. Но регистратор отказал истцу в проведении указанной операции со ссылкой на то, что заявителем не представлены доказательства того, что бывшие акционеры — граждане России, поскольку в качестве документов, удостоверяющих личность, в реестре указаны паспорта СССР.
Считая действия регистратора незаконными, выкупившее акции лицо обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска (исключив из предмета исследования проверку процедуры выкупа ценных бумаг), суд со ссылкой на Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81, указал следующее: «В соответствии с Федеральным законом „О гражданстве РФ“, основным документом, удостоверяющим гражданство и личность гражданина на территории России, является паспорт гражданина РФ. В случае если у регистратора отсутствует информация о документе, подтверждающем гражданство РФ или гражданство иного государства, следует исходить из необходимости соблюдения особого порядка, установленного указом от 01.03.2022 № 81, и права регистратора запросить данные документы либо разрешение соответствующих органов. В рассматриваемом деле истец при обращении к регистратору документы, подтверждающие то, что лица, числящиеся в реестре акционеров, у которых выкуплены акции, являются гражданами РФ, не представил, в связи с чем действия регистратора на дату отказа являлись правомерными и законными».
Арбитражный суд Московской области рассмотрел спор, в рамках которого также оспаривался отказ регистратора в исполнении операций по списанию ценных бумаг эмитента с лицевых счетов лиц, у которых в качестве документа, удостоверяющего личность, указан паспорт гражданина СССР либо отсутствующие сведения (дело № А41-4933/2025).
Удовлетворяя исковые требования, суд, сослался на позицию Верховного суда по ранее рассмотренным делам и указал, что сохранение ситуации, при которой акции продолжают считаться размещенными среди утративших правоспособность участников гражданского оборота, во всяком случае недопустимо, поскольку входит в противоречие с существом юридической конструкции акционерного общества как организационно-правовой формы предпринимательства. При выбытии акционера как реализация им корпоративных прав, так и выполнение корпоративных обязанностей становится невозможным. Спорные акции по настоящее время числятся на счетах несуществующих лиц, не обладающих правоспособностью, что нарушает законные интересы эмитента, связанные с обеспечением возможности продолжения ведения его деятельности, поддержанием управляемости деятельности хозяйствующего субъекта, необходимостью привлечения капитала от иных лиц, готовых выступить акционерами (инвесторы), что требует фактического возвращения акций в гражданский оборот.
С учетом того, что истцом на публичный депозитный счет нотариуса зачислены средства в объеме, равном стоимости всех выкупаемых акций, а законодательством предусмотрено перечисление невостребованных средств, внесенных на депозит нотариуса, в казну России, гарантированный переход средств с депозита нотариуса в собственность государства не нарушает также национальных интересов РФ согласно указу президента № 81.
В итоге суд решил признать действия регистратора по неисполнению обязанности произвести списание с лицевых счетов в полном объеме в пользу выкупающего лица незаконными и обязать регистратора списать акции в бездокументарной форме выпуска с последующим зачислением на лицевой счет истца.
| Приведенные дела со всей очевидностью показывают, что формирование судебной практики по рассматриваемой категории споров еще не завершено, и, обращаясь в суд с обозначенной проблемой, заинтересованное лицо не может быть уверено в положительном результате. |
Более того, согласно АПК, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле для обеспечения законности в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях.
При наличии указанных обстоятельств можно предположить, что приобретенный таким образом актив обретает необратимые правовые риски, вплоть до риска полной его утраты.
Располагая уникальным сочетанием более чем 30-летнего юридического опыта в сфере корпоративного управления и навыков применения разнообразного инструментария учетной инфраструктуры, мы неоднократно участвовали как в согласовании сделок с акциями в правительственной комиссии, так и в судебном разрешении рассматриваемой ситуации. Считаем, что правкомиссия предложила справедливое решение и законный инструмент, позволяющий осуществлять консолидацию 100% акций через их принудительный выкуп с учетом контрсанкционных ограничений, а поиск обходных, хоть и не запрещенных законом, путей не только спорный, но и чреват проблемами в будущем.