Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
23 октября 2019, 8:50

Удержаться на плаву: бизнес зарубежных юрфирм в России

Удержаться на плаву: бизнес зарубежных юрфирм в России
В условиях нестабильной геополитической обстановки и новых санкций со стороны США международные фирмы ищут способы удержаться в России. И хотя некоторые перспективные российские юристы ушли от зарубежных консультантов к российским, массовых переходов повторяющих прошлогодний выход команды юристов из Akin Gump, не произошло - и вряд ли этого стоит ожидать в ближайшем будущем, пишет Law.com.

Даже после нескольких новых санкционных раундов в отношении России со стороны зарубежных стран международные фирмы не покидали страну. Последнее закрытие  - уход с рынка в начале 2018 года компании Orrick, Herrington & Sutcliffe. Юристы хотя и переходят из одной команды в другую, не покидают зарубежные фирмы массово. Последним ярким уходом команды так и осталось создание компании "Рыбалкин, Горцунян и партнеры" выходцами из Akin Gump. Спустя год после отделения в фирме рассказали о хороших результатах работы: сегодня фирме поручено заниматься спорными вопросами на общую сумму $4,3 млрд, сказал партнёр РГП Илья Рыбалкин. Фирма сохранила за собой основного клиента Akin Gump, с которым ильф не смог работать из-за санкций - конгломерат "Ренова" во главе с Виктором Вексельбергом, а также российскую нефтегазовую компанию "Татнефть". 

Право.ru-300 объявляет о новых специальных номинациях Х юбилейного рейтинга

В составе компании - 22 сотрудника. Два десятка юристов - именно столько, сколько, по словам представителей российского юррынка, нужно для сохранения возможности конкурировать. Сегодня из  30 международных фирм, представленных в Москве, 14 имеют 20 и более юристов, отмечает Law.com.

При этом конкуренция очень высока, признают в "ильфах". "Это сложный рынок, - говорит Себастьян Райс, главный партнер лондонского офиса Akin Gump, который ранее возглавлял московский офис фирмы. Его фирма насчитывает 17 юристов, связанных с Москвой, включая Райса и еще двух коллег, также взаимодействующих с Лондоном. - Санкции никогда не идут на пользу бизнесу и повышают риски."

Сколько стоят юристы: обзор зарплат московских инхаусов и консультантов

Райс сказал, что сегодня небольшой офис компании, впервые открывшийся в стране в 1994 году, преуспевает благодаря долгосрочным связям с клиентами. И хотя санкции, безусловно, привели к ограничению спроса по ряду направлений, особенно в сфере международного финансирования, работа, связанная с их соблюдением, процветает. "У нас есть партнеры от Гонконга до Ближнего Востока, от Лондона до США, которые консультируют Россию по вопросам санкций в отношении российских и международных клиентов", - сказал он.

Санкции также поддерживают устойчивый спрос на московский офис LEVEL Legal Services LEVEL Legal Services Федеральный рейтинг. группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Рынки капиталов , заявила управляющий партнер Оксана Балаян. Российское подразделение компании сохраняет численность штата - это 45 юристов и три партнёра. "В целом наша стратегия заключалась в наблюдении за тем, как будет развиваться политическая ситуация, сохранении того объема, который у нас есть, и фокусировании на наших сильных сторонах", - сказала Балаян. Она особенно выделила работу по судебным процессам, слияния и поглощения, а также проекты в сфере интеллектуальной собственности.

Baker McKenzie, первая западная юридическая фирма, приехавшая в Москву в 1989 году, также сумела сохранить позиции. Имея 113 юристов и партнеров, фирма наряду с Dentons является одним из крупнейших международных игроков на рынке. По словам управляющего партнера московского офиса Сергея Войтишкина, фирма много лет оставалась в России и переживала кризисы и раньше. Так,она использовала финансовый кризис 1998 года для привлечения специалистов, и с тех пор добилась успехов в продвижении молодых юристов. "Мы продвигаем людей и помогаем им сосредоточиться на тех областях, которые вызывают интерес", - сказал Войтишкин. -Такой подход делает компанию очень стабильной и успешной на современном рынке в условиях жесткой конкуренции".

Международные фирмы, даже имеющие многолетний опыт работы на местном рынке, также продолжают сталкиваться с конкуренцией со стороны известных российских фирм, которые наращивают обороты, отмечает Law.com. "Качество предложений в отечественных фирмах постоянно растет", - цитирует издание Райса. Василий Рудомино, управляющий партнер "Алруд" - соучредитель одной из таких фирм, приводит пример издание. Команда насчитывает более 100 юристов. 

Рудомино отмечает, что международные фирмы, остающиеся на плаву в сложных условиях, выделяются хорошей российской клиентской базой и сильными российскими партнерами.

Он также упомянул о высоких издержках, связанных с санкционным комплаенсом в зарубежных юрфирмах. Их, по его словам, можно оценить в $7 млн в год. 

Также российским клиентам не нравится, что ильфам требуется много времени, чтобы подтвердить, что они могут заниматься проектом. "Окончательное одобрение происходит не в Москве, а в США, где находится глава юридического департамента, который проверяет, соответствует ли новое взаимодействие санкциям", - сказал он.

Рудомино также отмечает рост числа юристов, желающих покинуть международные фирмы, особенно небольшие. "Сегодня мы часто видим соответствующие запросы от рекрутеров", - приводт его слова Law.com. Но юристам, работавшим с ведущими брендами, не так просто перейти в российские фирмы, не обладающие таким же историческим престижем, даже при том, что рульфы сокращают разрыв. Большинство из тех, кто покидает небольшие международные компании, отправляются либо работать корпоративным юристом, либо присоединяются к более крупным ильфам, таким как Dentons и DLA Piper.

Трансферный сезон: куда и почему ушли партнёры крупнейших юрфирм

Тем, кто уходит из крупных фирм в собственные проекты, приходится непросто. По словам Оксаны Балаян из Hogan Lovells, вызовы, с которыми приходится столкнуться новым фирмам, хорошо иллюстрирует пример РГП: "Когда речь заходит о сложных юридических услугах такого типа, которые пытается продвигать Рыбалкин, россияне скорее смотрят на международных экспертов. Сложно "продать" полностью русскую фирму." По словам Балаян, хотя план РГП стать выбором №1 для крупных российских корпораций не всегда срабатывает, фирма использует и другие доступные возможности - например, обслуживает российских клиентов престижных зарубежных игроков. Это признают и в самой компании. По словам Рыбалкина, за рубежом есть спрос на юристов, которых можно было бы рассматривать как "коллег по опыту, профессиональной этике и моральному духу."

ФПА: уголовное преследование адвокатов вызывает тревогу

Помимо динамики рынка, существует еще один источник неопределенности для зарубежных юристов в стране. Несколько лет назад Минюст впервые заявил о своей заинтересованности в реформировании регулирования юридической профессии. В октябре 2017 года были опубликованы проекты нормативных актов, которые включали положение, запрещающее прямой контроль над юрфирмами со стороны лиц, не являющихся юристами, включая иностранцев. Но за этим последовало сопротивление со стороны части юридического сообщества, и переменам дали отсрочку. По словам Балаян, ее компания была в числе тех, кто сыграл ключевую роль в противодействии любым изменениям. "Международные фирмы объединили свои силы, чтобы объяснить, как это негативно отразится на российских компаниях, и российские юрфирмы поддержали это", - сказала она. Как будут развиваться события дальше, пока неясно. "Очевидно, у правительства сейчас есть другие приоритеты", - заметила Балаян. Вместе с тем Рудомино отметил, что для предотвращения любых изменений в области регулирования деятельности иностранных юрфирм, необходимо внести изменения в программу, утвержденную премьер-министром Дмитрием Медведевым. Конкретных предложений стоит ждать к концу 2019 года, считает он. Войтишкин же отмечал, что на юридическом форуме этой весной чиновники из Минюста заявили, что реформы будут продолжаться и происходить, как и планировалось. "Мы должны будем стать адвокатами, - сказал он. -Честно говоря, я ожидаю, что это произойдет ближе к концу года."