Российские эксперты празднуют победу – страна впервые за долгие годы вошла в топ-30 международного рейтинга Всемирного банка Doing Business, в котором правовая система получает стабильно высокую оценку. Финансовые показатели, представленные юрфирмами в рамках рейтинга Право.ru-300, демонстрируют, что радоваться стоит не только системным изменениям, но и конкретным результатам: выручка топ-50 компаний, вошедших в число лидеров по этому показателю, после прошлогоднего сокращения продемонстрировала скачок на 11,6%. Общее число проектов, поданных в рейтинг Право.ru-300 в этом году выросло на 20% по сравнению с 2018 годом.
Казалось бы, рынок восстанавливается после спада. Но эксперты осторожны в оценках: общий рост рынка юридического бизнеса происходит вслед за ростом экономики, будет рост экономики – вырастет и рынок. А сегодня инвестиции в России в основном идут от репатриации российских офшорных капиталов, но размер их не столь значительный, как этого бы хотелось. Так что рассчитывать на стабильный рост не стоит, и лучше не расслабляться.
Деньги к деньгам
Российский юрбизнес, похоже, повторяет сценарий, который уже реализовывается на более крупном американском рынке. Крупные компании укрепляют позиции, в то время как средний рынок переживает непростые времена. Причины лежат на поверхности: юридический рынок коррелирует с экономическим и политическим климатом, и многопрофильная международная фирма, которая может предложить клиентам более широкий спектр услуг и необходимые ресурсы, имеет больше шансов развиваться и расти, чем небольшая и узкопрофильная, говорит управляющий партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Андрей Гольцблат.
«Костяк юрфирм остается прежним и он не меняется – это крупнейшие национальные и международные фирмы, существующие на российском рынке давно. Крупные клиенты по-прежнему в большинстве случаев предпочитают отдавать важные проекты лидирующим юридическим фирмам с сильной экспертизой и ресурсами.»
Крупные компании имеют также преимущество в силу бренда и репутации. Они могут экономить на масштабе и имеют возможность для глубокой специализации персонала. В трудном положении оказываются небольшие фирмы, которым нелегко реализовывать сложные масштабные проекты, отмечает Аркадий Краснихин, партнер, руководитель практики слияний и поглощений и корпоративного права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».
Компании, имеющие уклон в определенную специализацию, стараются развивать смежные практики, чтобы иметь возможность браться за более сложные, комплексные проекты: так, юристы признают, что сегодня едва ли не каждый второй проект имеет банкротную составляющую, и всё меньше споров обходятся без специалистов по уголовному праву.
При этом спрос на глубокую фокусную экспертизу сохраняется. Бутиковые фирмы со специализацией на разрешении споров успешны - работы много, и даже хорошо оплачиваемой, говорит Сергей Савельев, партнер Saveliev, Batanov and Partners. "Загрузка у бутиковых фирм высокая. Суммы исков растут, в том числе персональной ответственности. Это субсидиарная ответственность в банкротстве и убытки с менеджмента. Рынок litigation точно не падает, всем хватает работы", - говорит Савельев.
Не пропасть поодиночке
Тенденцию отражает ситуация на рынке: компании mid-level демонстрируют тренд на слияние. Небольшим фирмам, вливающимся в крупные, это помогает не разориться и стать частью сильной команды. Более устойчивым компаниям второго поколения, которые появились на российском юррынке около десяти лет назад, это дает возможность расширить список практик и географию присутствия: у ряда из них после слияния появились филиалы в других регионах.
Тенденция к объединению обещает сохраниться надолго: по прогнозам экспертов, она будет актуальна все следующее десятилетие. Сегодня же при сохраняющейся амбивалентности рынка она побеждает противоположный тренд - на выход партнеров, особенно из зарубежных юрфирм, которые готовы открыть собственные компании. Такие случаи по-прежнему есть на рынке, но желающих отправиться в свободное плавание стало меньше.
Рынок для лучших
На рынке по-прежнему падает спрос на типовую работу. По словам Аркадия Краснихина, это происходит как в связи с общей тенденцией по оптимизации расходов, так и вследствие ужесточения контроля за бюджетами юридических департаментов государственных корпораций. За типовую работу конкуренция все острее. Соответственно, гонорары уменьшаются. «Клиенты почти всегда запрашивают «кэпы», придирчиво проверяют счета. Да и в целом, времена, когда они оплачивали счета юристов не глядя, остались в прошлом», - признает партнер ЕПАМ.
За комплексные и сложные проекты клиенты по-прежнему готовы платить премиальные гонорары. Как правило, у крупных фирм, получающих тендеры от госкомпаний, всё хорошо, но у тех, у кого в приоритете частный клиент, дела обстоят скромнее. Причём в числе первых иностранные юридические компании оказываются реже, чем раньше: они сократили работу с госсектором из-за санкционного давления, и все больше госзаказов достается национальным юрфирмам. Но в этом году и у «королей госзаказа» появились поводы для беспокойства в связи с рядом резонансных расследований завышенных гонораров консультантов, напоминает Андрей Корельский, управляющий партнер "КИАП": "Государственные деньги становятся слишком дорогими, а порой и просто токсичными".
Конкуренция между международными фирмами и крупными российскими юридическими компаниями по-прежнему обострена. "Можно предположить, что если все будет продолжаться такими темпами, то среди международных фирм останутся только 4-5 крупных игроков", - делает прогноз Алексей Захарько, управляющий партнер Dentons в России.
Спрос и финансы
Структура спроса на юридические услуги практически не изменилась в этом году. Как и всегда, востребованы антимонопольная и судебно-арбитражная практика, удерживают позиции корпоративное и IP-направления. Принимая во внимание растущее число уголовных дел разной направленности в отношении представителей бизнеса - от обвинений в мошенничестве до уклонения от уплаты налогов и незаконной репатриации валюты, уголовные адвокаты, понимающие бизнес и знающие гражданское право, продолжают расти в цене. "Помимо классической защиты по уголовным делам, набирают обороты терапевтические меры - компании всё чаще заказывают уголовный аудит", - рассказывает Денис Саушкин, управляющий партнер АБ "ЗКС". Например, компании хотят оценить готовность к обыску, понимать, верно ли распределены обязанности и насколько верно в разрезе уголовных рисков ведется работа с сотрудниками.
Рост пока продолжается в банкротстве - говорить о том, что этот рынок достиг границ роста рано, считает Андрей Юков, управляющий партнер "Юков и партнеры". "Последняя статистика показывает, что управляющие и кредиторы чаще пытаются оспорить сделки должников. Учитывая мизерный процент удовлетворения требований кредиторов в банкротстве, можно с уверенностью сказать, что потенциал роста в части оспаривания сделок должников не исчерпан", - говорит Юков. При этом рынок уже стабилизировался, отмечает Эдуард Олевинский, управляющий партнер "Олевинский, Буюкян и партнеры". Перспективы скорого появления упрощенного банкротства граждан вряд ли серьезно повлияют на банкротную практику, поскольку такие дела требуют не юридической квалификации, а скорее юридических навыков на уровне средне-специального образования считает он: "Полноценная юридическая практика – нерелевантный и слишком дорогой инструмент для ведения упрощенного банкротства". Андрей Корельский полагает, что существенный рост банкротной практики вряд ли продолжится, поскольку основные массы слабых активов уже почти разобрали более сильные игроки в своих отраслях, преимущественно госкомпании и крупные банки.
Постоянное развитие судебной практики и стремительное изменение законодательства требуют комплексного и качественного юридического сопровождения банкротства. Крупные юридические компании, имеющие наряду со специализированными практиками банкротства практики в сфере уголовного права, банковского права и других сферах, обладают значительным преимуществом.
В других областях спад уже наметился. Так, хайповые ниши консультантов прошлых двух лет на структурирование криптоактивов и ICO выровнялись или вообще перекочевали из сферы гражданского права в уголовное. Ажиотаж вокруг санкционного права несколько стих - и юркомпании, и бизнес подстроились под новые геополитические реалии.
Активно развивается практика по консультированию частных клиентов, в том числе по вопросам семейного и наследственного права. "Мы отмечаем большой спрос со стороны частных состоятельных клиентов на услуги по структурированию владения активами, выработке стратегии преемственности, вопросам миграции и налогообложения мигрирующих бизнесменов", - говорит Андрей Гольцблат.
Не прекращается поток дел, так или иначе связанных с Россией или прочими странами постсоветского пространства, рассматриваемых иностранными судами и арбитражами. Это прежде всего суды Англии, БВО, БВО, Кипра и Джерси. В этой связи растет спрос на услуги российских юристов. Они всё чаще выступают как лидирующие юристы, координирующие все дело и нанимающие иностранных юристов для совершения юридических действий за рубежом, рассказывает Максим Кульков, управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры". Российские юристы также часто привлекаются для дачи экспертных заключений по российскому праву либо для сбора и подготовки российской части доказательств. В рамках рейтинга Право.ru-300 Международные судебные разбирательства - новая, востребованная рынком отрасль.
Увеличился спрос на услуги по юридическому сопровождению проектов российских компаний за рубежом, констатирует Алексей Захарько: Dentons активно работает по международным проектам, охватывающим несколько юрисдикций, включая достаточно экзотические, где конкурентных офисов практически нет. Захарько также отмечает значительный рост практик фармацевтики, медицины и биотехнологий, рынков капитала и увеличение активности в сфере финансирования инфраструктурных проектов.
Точки роста
В целом, мнения российских консультантов о динамике и перспективах российского юррынка нельзя назвать оптимистичным, но и о сугубо негативном настрое речь не идет. Рост, если он и есть, не переоценивают. "Юридический бизнес если и растёт сегодня в России, то не благодаря, а вопреки и скорее всего на крайне кратковременной основе. Денег на рынке больше не становится, более того, их становится всё меньше все последние годы, так как приток иностранных инвестиций находится на самом низком уровне за все последние десятилетия, российская экономика падает, платежеспособность населения и бизнеса тоже оставляет желать лучшего", - перечисляет Андрей Корельский негативные для юррынка факторы. Пока в выигрыше те, кто получает прибыль на банкротстве - банкротный элемент сейчас проник едва ли не во все практики. Однако и эта ниша не бесконечна. Рынок растёт за счёт увеличения судебной нагрузки на бизнес.
Но динамика возможна и за счет новых практик. Так, возрастает интерес юридических компаний к вопросам цифровой экономики, усиливается тренд последних лет на создание и развитие внутри юрфирм компетенций в области цифрового регулирования, автоматизации правовых услуг и развития приложений как для внутреннего пользования, так и для внешних клиентов. "Нельзя сказать, что на рынке существует гигантский спрос на правовые услуги в этой области, но интересен тот факт, что многие фирмы начали самостоятельно развивать данные направления - это и автоматизация юридических процессов, и конструкторы документов , - и предлагать свои решения рынку", - говорит Николай Солодовников, партнёр «Пепеляев Групп».
Часть юрфирм активно развивает решения в области LegalTech либо самостоятельно, либо сотрудничая с технологическими компаниями, и в итоге предлагает клиентам не только традиционные услуги, но также свои знания и экспертизу, «упакованные» в LegalTech-продукты. Этот тренд будет усиливаться, и скоро мы сможем наблюдать не только конкуренцию юридических фирм в судах, сделках или переговорах, но и конкуренцию различных технологических платформ, созданных юристами или при их участии.
Непростая экономически ситуация может дать толчок новому этапу развития рынка, на котором будет происходить развитие новых практик и усиление среднего сегмента за счет слияний и поглощений между юридическими компаниями. "Я убежден, что рост возможен благодаря объединению ресурсов с более сильными игроками, выходу на новые рынки, умению адаптироваться под меняющиеся политические и экономические условия", - резюмирует Андрей Гольцблат.