Больше экономии - больше претензий
Согласно последнему исследованию американского страхового брокера Ames & Gough, на юридические фирмы оказывают давление, чтобы они делали больше с меньшими затратами. Тенденция сохраняется уже который год. Корпоративные клиенты с большим вниманием относятся к тому, сколько им приходится платить консультантам, и за что именно. Но теперь подобное внимание стало переходить в юридическую плоскость - все больше фирм также имеют дело с растущим числом многомиллионных исков о недобросовестности, которые потенциально могут существенно навредить и бизнесу и репутации. В рамках очередного ежегодного исследования претензий к юристам Ames & Gough опросила 11 страховых компаний, работающих с юрфирмами, которые в совокупности предоставляют страховые услуги приблизительно 80 процентам фирм из топ-списка Am Law 200. 2018 год стал первым, когда большинство опрошенных страховщиков выплатили возмещения на сумму более 150 млн долларов США.
"Сегодня большая сложность вопросов и более высокие затраты на защиту по искам о недобросовестности, а также увеличение гонораров адвокатов и расходов на электронное раскрытие информации, заставляет больше беспокоиться о росте серьезности претензий, - сказала Айлин Гарчински (Eileen Garczynski), старший вице-президент и партнер компании Ames & Gough. - Очевидно также, что ландшафт для юридических фирм меняется; теперь клиенты гораздо охотнее указывают на юристов, которые не оправдывают их ожиданий".
Резко возросли расходы на защиту по искам о злоупотреблении служебным положением. Среди опрошенных страховщиков 10 из 11 указали на рост расходов на защиту в 2018 году по сравнению с предыдущим годом. Двое отметили, что средние затраты на защиту по таким искам превысили 500 000 долларов США; трое заявили, что их средние затраты на защиту составили от 100 000 до 500 000 долларов США, а остальные шесть страховщиков в среднем потратили от 50 000 до 100 000 долларов США.
Области исковых требований
Самой большой ошибкой юрфирм остается конфликт интересов. Год за годом опрошенные страховщики выделяют конфликт (в том числе и предполагаемый) в качестве наиболее распространенной проблемы, связанной со злоупотреблениями со стороны юристов. В этом году семь из одиннадцати опрошенных страховщиков назвали это либо первой, либо второй по значимости причиной претензий к юристам.
Конфликты интересов становятся более проблематичным фактором по мере того, как все больше юрфирм используют возможности для роста и расширения бизнеса либо за счет слияний, либо за счет привлечения сторонних специалистов. Согласно опросу, бытует мнение, что юрист, сменивший компанию, может "загрязнить" новую фирму информацией, полученной в предыдущей фирме.
"Чтобы контролировать этот риск, все больше фирм централизуют свою работу по выявлению конфликтов интересов и управлению процессом привлечения клиентов", - сказал Гарчинский. - Несмотря на то, что это шаг в правильном направлении, юридические фирмы все же должны лучше выявлять потенциальные конфликты на ранней стадии и обучать своих юристов этому вопросу".
Наибольшее число претензий вытекает из четырех областей практики: Деловые сделки (цитируются 63% опрошенных страховщиков), трасты и имущество (55%), корпоративные и ценные бумаги (45%) и недвижимость (45%).
В коммерческих сделках часто предъявляют требования о возмещении ущерба в связи со злоупотреблением служебным положением. Кроме того, некоторые адвокаты, занимающиеся делами, связанными с проведением сделок, сталкиваются с возможностью предъявления претензий, если они выходят за рамки своей сферы компетенции. "Для снижения риска выхода за пределы своей компетенции, в договорах о привлечении необходимо четко определить роль адвоката по конкретному делу - и адвокат должен придерживаться этой роли", - советует Гарчинский. - Адвокаты должны знать, когда они могут попасть в области, выходящие за рамки соглашения, и постоянно документировать в письменном виде аспекты вопроса, над которым они работают".
Адвокатов, осуществляющих имущественные и трастовые операции, часто обвиняют в неправильной подготовке документов по планированию недвижимости, неспособность оценить налоговые последствия, нежелание представлять своих клиентов во время судебных разбирательств или неспособность действовать в приемлемом фидуциарном качестве в отношении имущества и трастов.