Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу

Изменения в таможенном регулировании России и ЕАЭС, вызванные пандемией COVID-19

Изменения в таможенном регулировании России и ЕАЭС, вызванные пандемией COVID-19
В связи с пандемией COVID-19 Россия и ЕАЭС ввели ряд мер тарифного регулирования в целях стимулирование ввоза необходимых товаров в Россию и ЕАЭС, а также мер нетарифного регулирования для ограничения вывоза ряда товаров за пределы России и ЕАЭС. Также ведены изменения процедуры сертификации товаров, и приостановлено осуществление таможенных проверок.

Основой для принятия указанных мер выступил План первоочередных мероприятий, утвержденный Правительством России в марте 2020 года [1]. Большинство принятых мер введено на срок до 30 сентября 2020 года (реже – до 30 июня 2020 года).

Меры в отношении ввоза товаров

1. Освобождение от ввозной таможенной пошлины товаров для предупреждения и предотвращения распространения COVID-19 и товаров критического импорта

Решением Совета ЕЭК в отношении товаров, ввозимых в целях предотвращения распространения COVID-19, предусмотрено освобождение от[2]:

  1. Уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе данных товаров;
  2. Предоставления свидетельств о государственной регистрации товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе;
  3. Подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования.

Указанные льготы предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • Применение в отношении ввозимых товаров таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления и регистрации декларации на товары до 30 сентября 2020 года включительно;
  • Подтверждение целевого назначения ввозимых товаров, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти. В России данное подтверждение уполномочены выдавать Минздрав и Минпромторг России[3].

Согласно разъяснениям ФТС России[4], документы о целевом назначении товаров должны подтверждать дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере здравоохранения, например, медицинским организациям стационарного типа, перепрофилированным полностью или частично для госпитализации пациентов с COVID-19[5]. 

Перечень товаров, на которые распространяется данная мера, включает широкий спектр фармацевтической и иной продукции, в том числе как сами лекарства и медицинские изделия (вакцины, медицинские изделия, дезинфицирующие средства и др.), так и товары, используемые для производства данных лекарств и изделий.

Принятым позднее Решением Совета ЕЭК [6] от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождены также так называемые «товары критического импорта». К таким товарам отнесен ряд лекарственных средств, медицинских изделий и продовольственных товаров. Применение освобождения возможно при применении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления и регистрации декларации на товары до 30 июня 2020 года включительно.

2. Дополнение перечня медицинских товаров, ввоз и реализация которых на территории России освобождаются от обложения НДС.

Согласно Постановлению Правительства России[7] в перечень медицинских товаров, ввоз и реализация которых на территории России освобождены от обложения НДС, были добавлены тесты для определения COVID-19 и препараты, используемые для его лечения, защитные предметы одежды, электронные термометры.

По аналогии с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин данная льгота применяется в отношении ввозимых товаров таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления и регистрации декларации на товары до 30 сентября 2020 года включительно, а также подтверждения целевого назначения ввозимых товаров.

Следует обратить внимание на факт несовпадения перечней медицинских товаров, в отношении которых возможно освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС. Настоящие перечни утверждены различными нормативными актами и не являются идентичными. В обоих случаях применение указанных льгот носит характер стимулирования импорта в отсутствие прямых коммерческих выгод.

Меры в отношении вывоза товаров

3. Установление запрета на вывоз ряда защитных и медицинских изделий, а также продовольственных товаров.

В соответствии с Решениями Коллегии ЕЭК[8] дополнен перечень товаров, запрещенных к вывозу с территории ЕАЭС. Так, до 30 сентября 2020 года к вывозу с территории России запрещены:

  • средства индивидуальной защиты, защитные и дезинфицирующие средства, а также продукция медицинского назначения и некоторые иные материалы[9];
  • отдельные виды продовольственных товаров[10].

Как отмечается в указанных решениях, принятие мер обусловлено «исключительным случаем, требующим оперативного реагирования в целях недопущения возникновения критического уровня нехватки медицинских изделий и средств индивидуальной защиты».

4. Приостановление вывоза ряда зерновых культур из России в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, до 1 июля 2020 года.

До 30 июня 2020 года Постановлением Правительства России[11] было установлена количественное ограничение (квота) в размере 7 млн. тонн в отношении вывоза с территории России в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, четырех зерновых культур (пшеница и меслина, рожь, ячмень, кукуруз), за исключением их семян. 

Распределение квоты осуществлялось на основании представляемых в таможенные органы деклараций на товары при вывозе указанных товаров с территории России. В этой связи до 30 июня 2020 года также было приостановлено применение временного периодического таможенного декларирования товаров путем подачи временной таможенной декларации при вывозе ЕАЭС указанных товаров.

Реализация контроля за использованием нетарифной квоты осуществлялась ФТС и Минсельхоз России.

Согласно информации[12] на официальном сайте Минсельхоза России 26 апреля 2020 года нетарифная квота на экспорт зерна из России в размере 7 млн тонн была выбрана в полном объеме. После вывоза всего задекларированного в рамках квоты зерна экспорт указных культур в государства вне ЕАЭС будет остановлен до 1 июля 2020 года. ФТС России прекращен выпуск новых деклараций для целей экспорта.

Меры в области технического регулирования

5. Временные изменения процедуры сертификации товаров и предоставления сертификата о происхождении товара.

В связи с пандемией COVID-19 ответственные ведомства (Минпромторг России и Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией) выпустили совместные Рекомендации[13] органам по сертификации и заявителям на проведение работ по обязательной сертификации.

В частности, Рекомендации предусматривают следующие изменения процедуры сертификации, в частности: 

  1. Перенос процедуры инспекционного контроля на срок до 6 месяцев;
  2. Возможное оформление нового серийного сертификата с учетом положительных результатов последней периодической оценки такой сертифицированной продукции;
  3. Применение схем сертификации для партии продукции или для единичных изделий в зависимости от объекта сертификации.

Кроме того, согласно Решению Совета ЕЭК[14] до 30 сентября 2020 года допускается предоставление электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара при последующем представлении оригинала не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары (такое обязательство закрепляется на оборотной стороне копии сертификата).

Меры в области таможенных проверок

6. Приостановление проведения таможенных проверок.

Согласно постановлению Правительства России[15] в 2020 году не назначаются плановые выездные таможенные проверки и внеплановые выездные таможенные проверки, за исключением следующих случаев назначения внеплановых выездных таможенных проверок, за исключением ограниченного перечня случаев. Ранее назначенные выездные таможенные проверки по общему правилу подлежат приостановлению.

В случае возникновения у вас любых вопросов, связанных с указанными мерами таможенного регулирования, BIRCH LEGAL BIRCH LEGAL Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании осуществит поддержку Вашего бизнеса по различным направлениям таможенного регулирования, включая реструктуризацию коммерческой, налоговой и таможенной моделей операционной деятельности компании в России, вопросы применения различных таможенных процедур, сопровождение споров с таможенными органами.

Ваши контакты

Авторы: Руководитель налоговой практики, Советник Eversheds Sutherland Андрей Грачев, Старший юрист Антон Борисичев и Юрист Дарья Коршакова

[1] План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (утв. Правительством РОССИИ 17.03.2020)
[2] Решение Совета ЕЭК от 16.03.2020 № 21
[3] Постановление Правительства России от 18.04.2020 № 545
[4] Информация на официальном сайте ФТС России: http://customs.ru/press/federal/document/233415
[5] См., например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.04.2020 № 434
[6] Решение Совета ЕЭК от 03.04.2020 № 33
[7] Постановление Правительства РОССИИ от 02.04.2020 № 419
[8] Приложение № 1 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30
[9] Решение Коллегии ЕЭК от 24.03.2020 № 41, Постановление Правительства России от 02.03.2020 № 223
[10] Решение Коллегии ЕЭК от 31.03.2020 № 43
[11] Постановление Правительства России от 31.03.2020 № 385
[12] Информация на официальном сайте Минсельхоза России: http://mcx.ru/press-service/news/kvota-na-eksport-zerna-iz-rossii-vybrana-v-polnom-obeme/
[13] Рекомендации Минпромторга России и Минэкономразвития России о временных мерах по вопросу проведения инспекционного контроля, отбора образцов и иных плановых работ с учетом сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
[14] Решение Совета ЕЭК от 03.04.2020 № 36
[15] Постановление Правительства РОССИИ от 03.04.2020 № 438