Как указано в докладе, весной, в период карантина, число новых дел в юрфирмах сильно снизилось. Сегодня тенденция стабилизировалась: показатель демонстрировал рост вплоть до мая, а в первую неделю июня число новых дел поднялось с показателя -26% до -14% по сравнению с базовыми. Это самый значительный рост с начала марта.
На крупнейшем юридическом рынке, американском, падение нагрузки успело негативно сказаться на биллинге. В США среднестатистическая юридическая фирма выставила в апреле на 14% меньше счетов по сравнению с предыдущим годом.
За май фирмы выставили на 27% меньше счетов по сравнению с предыдущим годом.
Хотя консультантов поддерживала незавершенная работа, начатая еще до марта, очевидно, что нехватка новых дел в марте и апреле также негативно сказалась на доходах юристов.
Тенденция к росту объема новых дел по мере открытия бизнеса и снятия ограничительных мер может привести к росту биллинга, но компаниям придется учитывать платежеспособность клиентов, предупреждают исследователи рынка из компании Clio, подготовившие очередное исследование о ситуации в юрбизнесе.
Спрос растет, рост откладывается
Данные опроса показывают, что общая потребность в юристах за последние месяцы только возросла - в апреле и мае клиенты регулярно сообщали о правовых вопросах, связанных, в первую очередь, с коронавирусом. Многие в юридической отрасли предсказывают неминуемый дальнейший рост спроса по мере того, как клиенты начинают заниматься юридическими вопросами, отложенными в пандемию.
Тем не менее, и в июне клиенты, у которых вопрос не срочный, указывают, что хотели бы отложить его решение до тех пор, пока обстоятельства, связанные с пандемией, полностью не вернутся в нормальное русло. Анализ других отраслей показал, что поведение, направленное на социальную дистанцированность, может продолжать негативно влиять на бизнес, выходя за рамки ослабления ограничений. В США в качестве примера региона, юристы которого наиболее очевидно пострадали от последствий пандемии, приводят Нью-Йорк: за март-апрель количество новых дел у юрфирм упало почти вдвое по сравнению с базовыми показателями.
Даже несмотря на значительное сокращение случаев заболевания, нисходящая тенденция для запросов сохранилась.
Новая норма для юрбизнеса
С апреля многие юристы обеспокоены не только успешностью практики, но и способностью зарабатывать на жизнь. И хотя господдержка малого бизнеса и тех, чей доход затронула пандемия, стала спасательным кругом для некоторых юридических фирм и их клиентов, срок действия этих программ остается неопределенным, отмечается в исследовании. В США период с 18 по 29 мая 35% опрошенных сказали, что та или иная форма господдержки необходима для выживания их бизнеса, а 27% - отметили, что, по их мнению, эту помощь получить легко.
При этом оптимизма среди юристов немного: сейчас всё меньше тех, кто ждет восстановления экономики и ослабления социальных эффектов от пандемии за три месяца. До 75% юрфирм предсказывают, что обстоятельства вокруг коронавируса будут иметь более долгосрочные последствия для бизнеса. Фирмы уже приспосабливаются к новой реальности. Так, если изначально многим было сложно адаптироваться к условиям удаленной работы, то сейчас все большее число удаленных работников ситуация устраивает.
Для клиентов быстрая реакция и доступ к информации стали ключевыми факторами при принятии решения о найме консультанта. Кроме того, исследования показывают, что потребители стремятся к личному общению при первоначальном консультировании с юристом по деталям своего дела. Исследователи призывают юридические компании продолжать внедрять технические инновации, что сделает работу с клиентами эффективнее.
При этом придется учитывать и падение клиентских доходов - позволить себе решать юридические вопросы в США сегодня могут не все. По состоянию на конец мая 15% опрошенных потребителей потеряли свой основной источник дохода из-за обстоятельств, связанных с пандемией, а 25% испытали значительное снижение доходов.
Фирмам, пытающимся привлечь бизнес, возможно, придется искать варианты, чтобы удовлетворить потребности менее платежеспособной части клиентов. Возможные варианты - снижение цен, услуги со скидкой или рассрочка. Среди опрошенных клиентов компаний 72% утверждают, что они предпочли бы оплачивать юридические услуги по составленному плану.
О том, что происходит после карантина на российском юррынке, читайте в материале "Арендная экономия, онлайн-клиенты и кадры: юрфирмы адаптируются к кризису".