Рутину заберет юрбизнес
Покупатели юридических услуг примерно представляют, чего ожидать, когда сталкиваются с крупным юридическим бизнесом - например, с компанией Jones Day or Baker McKenzie, многолетними лидерами рейтинга юридических брендов, составленного компанией Acritas. Но в 2020 году выбор у клиентов куда шире, чем раньше, пишет Law.com. Клиенты могут оставить работу в рамках корпоративного департамента - это вполне соответствует кризисному стремлению экономить на любых сторонних услугах. Другой вариант - обратиться к так называемому "альтернативному провайдеру", компаниям, оказывающим потоковые юридические услуги, чаще всего с использованием Legal tech-сервисов, что помогает бизнесу справиться с большим объемом рутинной контрактной работы.
Раньше юристы выбирали сценарий отказа от такой работы и сосредотачивались на более дорогостоящих задачах, традиционно приносящих им значительную часть прибыли. Но по мере усиления конкуренции между консультантами приверженность традиционной парадигме не гарантирует рост. Если раньше речь шла о конкуренции традиционного юрбизнеса и "новой волны", то сейчас очевидно стремление юрфирм проникнуть на рынок "альтернативы".
"Будьте осторожны, у вас есть бренд", - предупреждает Дэн Линна, старший преподаватель юридического факультета Притцкеровской школы права Северо-Восточного университета. "Убедитесь, что подход не "размывает" этот бренд и вашу ценность."
Чтобы этого избежать, компании выбрали путь, который позволяет расширить предложение, но сохранить бренд: создание "дочек" для выполнения новой, не свойственной им, работы. Такой подход помогает консалтингу расширить спектр услуг - но не потерять бренд и помочь клиенту сориентироваться на всё более раздробленном рынке юруслуг.
Дочерние альтернативные компании
Прямо сейчас, вероятно, не самое лучшее время для новых инициатив, утверждают эксперты рынка. Но те, кто запустил альтернативные подразделения до пандемии, успешно их развивают. Так, в начале 2020 года Konexo, бизнес компании , начал обслуживать американских клиентов на льготной основе, а в июне состоялся его официальный запуск. Предложение включает технологию и возможность выполнения больших объемов рутинной работы, а также возможность нанять временных юристов и целую команду. Оно уже полностью запущено в Великобритании.
Нет ничего принципиально нового в том, что юридические фирмы начинают вспомогательный бизнес. Такое было и раньше, примеры - уход в лоббизм или общий консалтинг. Но в случае с альтернативными юридическими услугами (в противоположность традиционным юрфирмам, например, legaltech-фирмы, оказывающие услуги юристам) ставки выше. Eversheds ожидает, что со временем Konexo будет приносить $127 млн ежегодно.
Тем временем весь рынок "альтернативных фирм" вырос до более чем $10 млрд.
Дентонс с запуском Nextlaw Labs несколько лет назад пообещал изменить технологию предоставления юридических услуг. В компании решили не заниматься технологиями самостоятельно, а работать с помощью кластеров, говорит Джон Фернандес, директор по инновациям глобальной Dentons. Цель была найти бизнесы, которые разрабатывают новые технологии, направленные на устранение "болевых точек" как для фирмы, так и для клиентов, чтобы инвестировать в них и развивать их. С Nextlaw Labs тесно связана компания Nextlaw Ventures, которая занимается инвестированием в перспективные компании. Сейчас 100%-м дочерним предприятием Nextlaw является также реферальная сеть для юристов, аналогичная компания для PR-специалистов, а также консультативный блок, специализирующийся на штатных юристах.
Иногда подразделение появляется из внутреннего спроса - так произошло с компанией Reed Smith, которая стала создавать продукты для альтернативных юридических услуг сначала исходя из потребностей отдельных клиентов. После оказалось, что клиенты хотят получить технологии для внутреннего использования, и такой же возможностью заинтересовались другие компании, которые раньше не были клиентами Reed Smith. Новое направление позиционируют как часть юридического бизнеса - но в рамках отдельного подразделения. Продвижение этих услуг под собственным брендом побудило юристов материнской компании понять, что "это реальная вещь и помогает повысить качество услуг, которые они предоставляют клиентам", рассказали в фирме. Также не может не радовать тот факт, что "организация уже имеет доходы в восьмизначных числах". Подразделение оказалось особенно полезным в коронавирус, когда остро стоял вопрос управления контрактами и юридическими вопросами из-за форс-мажора. Технологии позволили разработать алгоритм для управления контрактами.
Клиентов привлекает то, что новые услуги появляются именно под брендом традиционной юрфирмы: клиенты ждут того же профессионализма, что и в других юридических вопросах.
О масштабе изменений говорит величина компаний, использующих новые подходы. Помимо Eversheds, к новому бизнесу обратилась , создавшая BCLP Cubed. Официально запущенная в сентябре прошлого года, BCLP Cubed сосредоточена на работе в четырех областях: коммерческие контракты, управление недвижимостью, запросы на доступ к данным в ответ на новые нормативные требования в Европе и Калифорнии, а также соглашения о кредитном финансировании. Это были области, в которых клиенты пытались объединить юрфирмы и альтернативных исполнителей, поясняют в компании.
В качестве преимущества называют высокий уровень интеграции в бизнес клиента и способность быстро создавать нужные клиенту продукты, опираясь на экспертные знания юристов фирмы.
Во время пандемии BCLP Cubed позволила быстро создать продукты, определяющие условия контрактов, которые нуждаются в пересмотре в условиях COVID-19, а также автоматизированные решения по нарушениям в портфелях недвижимости.
В рамках новых сервисов пересекаются традиционные юридические услуги и новые возможности, говорит Марк Вассерман, управляющий партнер Eversheds в США: преимущества традиционного юрбизнеса, подключившего "альтернативное" подразделение, в том, что функции двух направлений не разделены. Это помогает решить проблемы клиента эффективнее, чем если бы он обратился к обычному альтернативному поставщику юруслуг с технологическим решением.
Кредит доверия юрбизнесу
В Великобритании подобная тенденция возникла давно. Aosphere - абонентский сервис, который был первым инновационным дочерним предприятием Allen & Overy. Ему почти двадцать лет. Опыт британских фирм подтверждает слова Вассермана. Allen & Overy собрала около дюжины различных структур, основанных на опыте и знаниях консультантов, экспертов по управлению проектами, юристов и IT-специалистов. Ее подразделения включают в себя технологическое инновационное пространство Fuse, гибкую адвокатскую службу Peerpoint и Центр юридических услуг фирмы в Белфасте (Северная Ирландия). С момента начала пандемии COVID-19 объем запросов увеличивается.
Различие между фирмами, которые наращивают эти возможности внутри компании, и теми, которые для этого обращаются к отдельному подразделению, ничтожно мало. Клиенты это понимают. И они быстро осознают, что правильная юридическая фирма может помочь им разобраться в этой новой реальности, признают представители крупного консалтинга.
"Как бы клиенты не любили жаловаться на юридические фирмы, они действительно доверяют им и понимают, что качество услуг чрезвычайно высокое, выше, чем у сторонних ALSP", - говорит Абрамовиц.
-Наличие вспомогательного бизнеса, посвященного новым решениям, - это еще один сигнал того, что юристу или юрфирме можно доверять".