Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
9 сентября 2020, 8:45

Доходы юррынка: спрос падает, счета растут

Доходы юррынка: спрос падает, счета растут
По мере того, как все больше работы в юрфирмах делают партнеры, счета клиентов на оплату услуг консультантов растут. Такова тенденция на крупнейшем юридическом рынке - американском. При этом текущий год ожидаемо стал провальным в плане спроса на юридические услуги, демонстрирует статистика. Ситуацию на рынке в США анализирует Law.com.

Отрасли снизили балл

Общий спрос на юридические услуги сократился на 5,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Это самое значительное падение квартального спроса с 2009 года, если сравнивать с предыдущим годом, согласно индексу экспертного мониторинга Thomson Reuters за второй квартал. При этом средняя ставка юриста, судя по выставленным клиентам счетам на оплату услуг, подскочила на 5,2%.

Атомизация или объединение: тренды на юридическом кадровом рынке

Отчет, представляющий собой сводный индекс, выведенный на основе данных от 160 крупнейших юрфирм США и ряда международных рынков, присвоил состоянию юридической отрасли 51 балл, что на шесть пунктов ниже рейтинга предыдущего квартала. Для сравнения, после трех кварталов 2019 года индекс держался на уровне 65 баллов.

Падающие практики

Вдобавок ко снижению общего объема работы упала производительность труда. Этот показатель в рейтинге опустился на 7,2%. Тренд может быть связан с ростом численности персонала за предыдущие 12 месяцев и недостаточным количеством работы в 2020 году, указывает Law.com. О нехватке работы можно судить по снижению в нескольких основных направлениях за последние несколько месяцев. Это недвижимость (-12,2%), патентные споры (-10,6%), налоги (-9,1%), судебные споры (-7,5%) и корпоративная практика (-5,5%). Область, демонстрирующая рост, в США, как и в ближайшей перспективе в России - банкротство. Эта практика выросла на 6,2%.

Растущие счета

Но даже при таком снижении в большинстве практик средний счёт в расчёте на юриста вырос. При этом если спрос на юристов в целом в расчете на день снизился на 7,1%, то спрос на партнеров упал только на 4,4% (спрос на юристов-непартнеров снизился при этом на 9,4%). Это означает, что хотя общая загрузка снизилась, но оставшуюся работу чаще, чем раньше, делают именно партнеры. Соответственно, ставки для клиента оказываются выше.

В докладе предполагается, что эта тенденция обусловлена двумя основными факторами. Первый заключается в том, что при меньшем количестве работы партнеры берутся за дела, которые раньше приходили к младшим коллегам, фактически воплощая в жизнь философию "eat what you kill" ("волка ноги кормят" или "Как поработаешь - так и поешь"). Партнеры хотят увеличить количество выставленных для оплаты клиенту рабочих часов, и делают для этого всё возможное. Другой фактор связан с клиентами. Столкнувшиеся с финансовыми проблемами клиенты приходят к внешним консультантам только с самой сложной работой, оставляя другие, более простые, вопросы на инхаусов. Для решения сложных задач им нужны наиболее опытные юристы - партнеры. Конечный результат - рекордный рост ставок по сравнению с первым кварталом 2020 года, когда речь о пандемии еще не шла.

Расходы сократились

Как и ожидалось, расходы фирм сократились. В первом квартале 2020 года прямые расходы выросли примерно на 5%, в то время как во втором они составили лишь 2,3%. При этом расходы фирмы на технологии выросли на 4,6%, в то время как затраты на офисные помещения снизились на 5,6%, а накладные расходы на маркетинг и развитие бизнеса упали на 18,5%.


"Это беспрецедентные времена для юридической индустрии", - заявил Майк Эбботт (Mike Abbott), вице-президент Thomson Reuters по глубокому изучению рынка. 

"Мы видим, как юридические фирмы быстро вносят коррективы, чтобы лучше соответствовать текущим условиям, инвестируя в технологии, повышающие производительность, такие как решения для совместной и удаленной работы, в то же время сокращая расходы в других областях, таких как накладные расходы", - сказал Эббот. В ближайшие месяцы юрбизнес ждет ещё большая неопределенность, заметил он, но фирмы явно стараются работать более эффективно и гибко подходить к запросам клиентов, чтобы справиться с грядущими трудностями.