Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
25 августа 2020, 8:42

Денег меньше, задач больше: как работают юрдепартаменты после кризиса

Денег меньше, задач больше: как работают юрдепартаменты после кризиса
После кризиса бюджеты стали меньше, а задач, наоборот, прибавилось. Приходится делать больше с меньшими затратами. Но как? Время пересмотреть роль юриста , оптимизировать и автоматизировать работу юрдепартаментов, считают специалисты. Например, штатные юристы часто делают одну и ту же работу несколько раз и занимаются рутинными задачами, которые давно можно "перепоручить" программам. Рассказываем, что поменялось в работе зарубежных и российских инхаусов.

Пандемия в той или иной степени затронула 90% компаний со штатными юристами. При этом, у 59% увеличилась нагрузка, у 54% появилось больше неотложной работы, а 65% затруднились сказать, как долго продержится такая высокая загрузка. Об этом говорится в исследовании, которое провела в июле компания Law On Demand. Оно касается перспектив и возможностей юристов, работающих в правовых департаментах неюридических компаний.

Руководство предприятия требует ускорить работу юридического подразделения и не дает для этого дополнительных ресурсов, жалуется Джессика Нгуен, глава правового департамента технического стартапа Lexion в Сиэтле.

Как снизить нагрузку на юридический департамент на 50%?

«Теперь руководители ставят ногу на шею и требуют: „Надо делать больше с меньшими затратами“. Наши прогнозы выручки снизили на 80% или 60%, и юридический центр стал центральным звеном в сокращении расходов», - делится Нгуен.

А Трише Козу, единственному юристу компании Panopto, пришлось несколько недель работать в постели с коронавирусом. «Это был конец финансового года и конец квартала, а значит надо было заключить как можно больше сделок, - говорит она. -  Так что об отдыхе было и не подумать. Мне пришлось заключать как можно больше договоров, ведь наша компания очень маленькая, и у меня нет помощи», - жалуется юрист.

После коронавирусного кризиса денег у компаний стало меньше. И самым простым способом сэкономить на юридических услугах стало отказаться от внешнего консалтинга. Это позволяет и сохранить сотрудников (которых после кризиса всё равно придётся нанимать заново), и снизить нагрузку на бюджет предприятия. 

Так, глава юрдепартамента и вице-президент конгломерата компаний Honeywell Энн Мэдден говорит, что им пришлось сократить число юридических фирм, с которыми они работают. Если в прошлом году их было 100, то в этом — всего 13. Тенденцию подтверждает Скотт Оффер, генеральный директор и исполнительный вице-президент Flex, глобального производителя электроники со штаб-квартирой в Сингапуре и базой в Кремниевой долине. По его словам, теперь он работает всего с 12 юркомпаниями вместо 100. Представители российских юридических консалтинговых фирм, отвечая на вопросы Право.ru в конце апреля, также сообщили, что денег у клиентов стало меньше, а выручка упала на 20-30%.

Как результат, собственники бизнеса перекладывают больше работы на штатных юристов. Это вынуждает начальство реорганизовывать юрдепы и пересматривать подходы к работе. В итоге роль корпоративного юриста меняется.

Смена ролей

В период с апреля по май американские юристы потеряли 60 000 рабочих мест. Но затем ситуация начала выправляться. За лето работу нашли 3 200 человек. Как правило — это сотрудники правовых департаментов. В основном предприятия ищут глав юротделов. При этом, многим достаточно семилетнего опыта работы по специальности. Особенный рост занятости — в финансовом секторе и предприятиях сферы здравоохранения. Эксперты ожидают увеличения спроса на специалистов в области банкротства и реструктуризации корпоративной задолженности, а также судебных юристов. При этом, с увеличением числа корпоративных юристов меняются и их обязанности.

Эксперты Law On Demand опросили 383 инхаусов из более, чем 250 компаний, работающих в более чем 25 секторах по всему миру. 33% опрошенных заявили о смене своей роли в работе правового департамента предприятия — их полномочия сместились в область консультаций с упором на выстраивание бизнес-стратегии. При этом, раньше они занимались текущими вопросами компании: увольнениями и приёмом на работу, составлением контрактов и т.п.

Для глав юридических отделов всё это означает «большие перспективы карьерного роста», передаёт Law.com слова юрисконсульта финансового отдела одной из компаний. «У меня увеличилась рабочая нагрузка при недостатке ресурсов. Это сложно, но с другой стороны - едва ли можно надеяться на что-то большее в вашей карьере. В бизнесе нет ничего, с чем бы я не сталкивался», - добавил собеседник издания.

Автоматизация всей работы

Кризис заставил многих работодателей пересмотреть свои представления об удаленной работе. Так, директор правового департамента корпорации «Русские машины» Александр Горлов в комментарии "Право.ру" сказал, что его компания «с большей лояльностью смотрит на удаленную работу, чем раньше». «Появилось понимание, что она не влияет на качество и оперативность выполнения задач по сравнению с работой в офисе», - добавил Горлов. По его словам, некоторым сотрудникам разрешили работать удаленно несколько дней в неделю. «Всё равно должна быть какая-то особенная ситуация у человека, чтобы это разрешили. Но раньше это было бы вообще немыслимо», - поясняет юрист.

Миллионы на автоматизацию: что дальше делать с LegalTech?

Ещё одним важным решением для правовых департаментов стала автоматизация некоторых процессов.

«Поскольку одной из наших основных задач всегда являлась автоматизация наиболее рутинных функций в работе юристов - мы продолжали и продолжаем этим заниматься, независимо от пандемии», - говорит глава правового департамента «Сбербанка» Игорь Кондрашов. Как пример Кондрашов приводит работу с программой «Кредит за семь минут», где «машина вместо юриста занимается вопросами полномочий органов управления предприятия-контрагента при заключении кредитного договора с банком».

Другой тип автоматизации — использование искусственного интеллекта для анализа контрактов. Из-за того, что во время кризиса на юрдепартаменты свалилась куча работы, американские компании, например, начали внедрять специальное ПО, которое проверяет наличие оговорок о форс-мажоре. Впрочем, такая автоматизация покрывает только 30% всей работы [про проверке оговорок], говорит Дэн Бродерик, соучредитель Blackboiler, которая разрабатывает соответствующий софт. Ведь формулировки могут быть нестандартные и "спрятанные" в тексте. 

И хотя эксперты заверяют, что юристы «старой закалки» останутся востребованными, потребности для юротделов всё равно меняются. Всё чаще компании вербуют сотрудников с опытом работы в консалтинге или в компаниях, которые производят ПО для юристов. Если требуются люди, которые умеют работать со специализированным софтом - этого опыта больше у тех, кто работал в крупных юридических фирмах. Но перемена в подборе специалистов требует и системных изменений.

Как реорганизовать юрдеп?

Коронавирусный кризис поднимает вопрос плохой организации работы юридического департамента. По мнению исследовательской компании Gartner, это во многом связано с недостаточной отлаженностью работы и процедуры принятия решений в юридических департаментах.

Пост-COVID: юристы обсудили новую правовую реальность

По мнению исследователей, чаще всего неэффективность в деятельности in-house юристов проявляется в чрезмерном анализе и повторной проработке одних и тех же вопросов. Например, 52% юристов дают «чрезмерно подробные» советы, а 58% заново проводят уже сделанный анализ.

Один из способов реорганизации юридических департаментов — перераспределение ресурсов, смещение акцентов с одних специалистов на других. Так, особым спросом, по наблюдениям управляющего директора группы Major, Lindsey & Africa Марка Якано, начинают пользоваться администраторы контрактов — менеджеры проектов, неюристы, которые помогают отслеживать и упрощать рабочие процессы.

Но даже если такие люди есть, юридические отделы, скорее всего, не станут в ближайшее время сокращать количество юристов, считает Якано. Вместо этого они будут перераспределять ресурсы в рамках своего департамента. Такие процессы за период пандемии уже успели отладить в «Сбербанке». По словам Кондрашова, компания сейчас перенаправляет юристов с менее загруженного направления туда, где существует потребность в ресурсах. Здесь потребность в реорганизации возникла из-за значительного роста заявок на ипотеку. В результате, увеличилась нагрузка на юристов, которые это направление сопровождали.

Непростое возвращение к работе

Ещё одна вещь, которая  пугает многих юристов новыми обязательствами - это возвращение компаний к очной работе. В США законодательство штатов о "коронавирусной" безопасности быстро меняется, и юристы переживают, что последствия нарушений придётся расхлёбывать им. Такие требования включают как правило очень строгое социальное дистанцирование и ограничение  числа человек в одном помещении.

Как выбирают консультантов: российские инхаусы назвали главное

«Началась волна судебных разбирательств в связи с COVID-19, и она представляет реальную угрозу для работодателей, большинство из которых и без того борются с экономическими последствиями пандемии», - говорит Майкл Лотито, акционер и сопредседатель Института политики рабочих мест в Сан-Франциско.

Это остаётся проблемой и для российских юристов. Руководитель трудовой практики ПАО «Вымпелком» Андрей Петров говорит, что «расслабляться еще рано. Режим повышенной готовности еще не отменили. Остаются и требования к работодателям  тестировать работников на коронавирус и так далее».