Удаленка vs Офис
Большинство опрошенных «Право.ru» юрфирм уже вернулось в свои офисы после вынужденной удаленки. Кто-то сделал это еще в конце июня прошлого года, как, например КА , а кто-то – совсем недавно. «Мы полностью вернулись в офис где-то с начала февраля. Но и до этого приходили по мере необходимости. Например, перед командировками и для встречи с клиентами», – рассказывает Кирилл Коршунов из АБ .
С удаленки вышло и АБ . Перед этим юрфирма организовала массовую добровольную вакцинацию сотрудников и их родственников. Сейчас иммунитет к COVID-19 есть более чем у 70% коллектива, рассказывает председатель комитета партнеров адвокатского бюро Дмитрий Афанасьев.
Некоторые фирмы, впрочем, только начинают постепенно возвращаться к работе в офлайне. Среди них, например, московский офис Allen & Overy.
Мы видим, что за последние несколько месяцев количество командировок и очных встреч выросло, а некоторые задачи требуют присутствия в офисе, поэтому все больше и больше сотрудников работает в старом формате.
По его словам, в офисе юрфирмы всегда есть административный персонал. Сотрудники работают по установленному графику и помогают всей команде решать задачи, которые требуют физического присутствия.
Постепенный выход с удаленки в ближайшее время планирует также петербургский офис . А вот в режим работы определяют руководители практик. Большинство сотрудников все еще работает дистанционно. Но, например, для судебной практики полная удаленка затруднительна, поэтому «судебники» периодически выходят для подготовки к определенным делам, рассказывает партнер «Пепеляев Групп» Юрий Воробьев.
Так или иначе, коронавирус изменил взгляд юристов на офисную работу. Если раньше она воспринималась как данность, то теперь все больше сотрудников привлекает работа из дома, признается юрист ПБ Дмитрий Чикатунов. В свою очередь, партнер Алексей Артюх отмечает «радикальный» рост запроса на частичную удаленку (1–2 дня в неделю). «Мы недавно провели в компании анонимный опрос, и абсолютное большинство высказалось за такой формат», – рассказывает он.
Готовы ли к этому партнеры, даже с учетом экономии на аренде? Однозначного ответа на этот вопрос нет, говорит Дарья Шкиттина из . По ее словам, все решается индивидуально. «В некоторых фирмах юристы начали приносить больше денег, потому что работа на удаленке ненормированная и они больше перерабатывают», – приводит она один из возможных аргументов в пользу дистанционной работы.
Многие из опрошенных компаний вполне допускают «гибридный» режим, когда какую-то часть недели юристы работают из дома, а в офис приезжают по необходимости. В таком формате сейчас работает примерно 10% штата . Частичную удаленку практикуют и в TAXOLOGY. Правда, младшему персоналу все же настоятельно рекомендуется посещать офис. Так легче перенимать опыт и знания от старших коллег, поясняет Артюх.
Дистанционная работа выглядит вполне уместной, учитывая, что большинство рабочих вопросов внутри юрфирм до сих пор решается в онлайне. «Совещания вживую проводятся в основном по самым важным или конфиденциальным темам», – рассказывает управляющий партнер КИАП Андрей Корельский.
Суды и командировки
Судебной работы из-за пандемии меньше не стало, а у кого-то ее даже прибавилось. Рост своей нагрузки Артюх, например, объясняет повышенной требовательностью клиентов. Во многих судах все еще остаются ограничения на количество представителей от стороны. «В Москве это могут быть два или три человека, хотя еще летом и осенью пускали по одному; в некоторых регионах такая ситуация сохраняется до сих пор», – рассказывает юрист. В таких условиях клиенты все чаще хотят личного участия в заседании именно партнера фирмы.
Формат работы «судебников» не сильно поменялся по сравнению с допандемийным. Летом 2020-го все активно использовали онлайн-заседания. Тогда альтернативы таким слушаниям по большей части просто не было, поясняет Воробьев. Но сейчас все же преобладают офлайн-процессы.
На это есть несколько причин. Прежде всего, сами юристы предпочитают посещать суды лично. Так больше шансов добиться нужного результата, считает партнер Allen & Overy в России Игорь Горчаков. Онлайн же формат, по его словам, удобен для каких-то незначительных, технических заседаний.
Бывает заранее известно, что слушания продлятся минут 10–15, а дальше будет отложение. Раньше, чтобы попасть на такое заседание в Саратове или Краснодаре, нужно было потратить полтора дня. Теперь полчаса хватит: минут 15 на то, чтобы подать ходатайство [о проведении онлайн-заседания – прим. «Право.ru»], и столько же на участие в процессе.
Офлайн-слушаниям нередко отдают свое предпочтение и сами суды. «После окончания первого весенне-летнего карантина судьи стали не очень жаловать онлайн-заседания. Не то чтобы отказывают – просто могут сказать, что было бы хорошо, если на следующее заседание я приехал бы очно», – рассказывает Коршунов.
По этой причине количество командировок у юристов сократилось не сильно. По словам Корельского, оно почти вернулось к допандемийному. «Только теперь вместе с документами нужно не забыть взять с собой запас масок и перчаток, без которых во многие суды до сих пор не пускают», – делится юрист.
Коммуникация с клиентами
В отличие от судебных тяжб, коммуникация с клиентами по большей части осталась в онлайне. Конечно, личных встреч сейчас больше, чем, например, осенью 2020-го, но на допандемийный уровень они еще не вышли, говорит Коннов.
Стала нормой ситуация знакомства, заключения и исполнения договора без личного общения в офлайне. Раньше это было большой редкостью.
То, каким образом будет проходить встреча, как правило, зависит от клиента, говорит Сергей Кислов из КА «Ковалев, Тугуши и партнеры». Если он уже вернулся в офис, то велика вероятность личной встречи, а если все еще остается на удаленке, то разговор, скорее всего, состоится онлайн, поясняет Воробьев.
На формате беседы сказывается также значимость обсуждаемого вопроса. «Раньше разделение происходило по длительности: долго обсуждать – очная встреча, хватит 20–30 минут – тогда созвонимся. Теперь существует некий порог важности, после которого встречу лучше провести очно. Все, что ниже это порога, идет в онлайн», – делится Коршунов.
Помимо созвонов в Zoom, большую популярность приобрел электронный документооборот с клиентами. «Курьер совсем без работы пока не остался, но развозить бумажки он стал намного реже», – рассказывает Артюх. Причем в электронном виде теперь обмениваются не только документами по конкретному проекту, но и актами, счетами-фактурами при оформлении оказанных услуг, замечает юрист.
Что дальше?
Большинство опрошенных юристов сходится во мнении: как прежде уже не будет.
После пандемии оказалось, что необязательно все делать из офиса, многое решается и без личных встреч, а большое количество бумаги мы используем напрасно. Отказаться от всего этого будет уже тяжело. На фоне новой нормы старая выглядит громоздкой и неудобной.
Но не все так оптимистичны в оценках нового формата. С одной стороны, он дал юристам больше свободы: можно не тратить время на дорогу, больше времени проводить с близкими, – соглашается Воробьев. Но, с другой стороны, многие отмечают, что эффективность офисной работы все же выше, равно как и скорость решения большинства вопросов, замечает эксперт.
Он также отмечает нехватку бытовой коммуникации между работниками. На это же обращает внимание и Артюх. Он не верит в полностью разветвленную структуру фирмы, сотрудники которой будут видеть друг друга только онлайн. «Такие связи недостаточно устойчивы для эффективной синергии от сотрудничества. А именно ради нее мы и собираемся в юридические команды», – резюмирует юрист.