Право.ru проводит первый рейтинг личных брендов юристов. Эксперты оценят десятки параметров кандидатов: медийность, активность в социальных сетях, научную деятельность, участие в ассоциациях, выступления на конференциях и не только. Рейтинг подстегнул интерес к теме личного бренда, говорит специалист по развитию юридического бизнеса Наталья Клейн. По ее наблюдениям, спрос на развитие личного бренда в последнее время в целом явно растет, а юристы стали больше этим интересоваться и заниматься.
Мы разобрались, что это такое и чем может быть полезно юристу.
Что такое личный бренд и как его развивать
Словосочетание «личный бренд» в последние годы на слуху. Но не все точно знают, что это значит. Это не равно репутации, говорит Артем Абдукахаров, директор коммуникационного агентства Progress. Как он объясняет, личный бренд – это то, что человек говорит о себе людям и какой имидж себе создает, как осознанно, так и неосознанно. Например, юрист появляется в СМИ, ведет соцсети, или просто выполняет свою работу, которая получает медийное освещение. А профессиональная репутация – это оценка персоны как профессионала со стороны сообщества, клиентов, обывателей, причем у разных аудиторий она может отличаться, поясняет Абдукахаров. По его словам, услуги по созданию бренда включают в себя не только повышение известности, но и помогают создать позитивное отношение к человеку.
Между узнаваемостью и репутацией тоже есть разница.
Из двух компаний клиент выберет ту, о которой что-то слышал – это при прочих равных. Но если про одну компанию он только что-то слышал, а вторую ему прямо рекомендовали – клиент всегда выберет ту, которую рекомендовали. Это разница между узнаваемостью и хорошей репутацией.
На личный бренд юриста влияют освещение работы, комментарии и колонки в СМИ, особенно бизнес- и экономической тематики, активность в социальных сетях, научная деятельность, выступления в качестве эксперта на конференциях, участие в законотворчестве и не только. «Самое главное сегодня - быть в интернете в том или ином виде, - утверждает Клейн. - Лучше всего личный бренд формируют активное ведение соцсетей и публикации в СМИ».
Конечно, есть и необычные способы привлечь к себе внимание. Например, один адвокат из Петербурга подал иск к телеканалу, жалуясь, что просмотр плохих новостей подорвал его здоровье . Но как подобный креатив оценят зрители и сообщество – вопрос открытый. «Все нестандартное, бесспорно, привлекает внимание, но для юристов лучшее нестандартное – это участие в благотворительном проекте, а не эпатаж», - говорит Клейн.
Многие юристы придерживаются разумных и консервативных взглядов на личный бренд. В их числе управляющий партнер и основатель АБ Андрей Корельский. Он убежден: главное – чтобы за красивой оберткой было содержание.
Лично для меня нет никакого личного бренда. Главное - репутация человека, кого можно назвать порядочным, кому доверяешь, как профессионалу своего дела, или кто может служить интеллектуальным и/или нравственным ориентиром
Известность, по мнению Корельского, не всегда важна. Ведь ее обесценивают множество раскрученных посредственностей, которые ничего из себя не представляют как профессионалы, но следуют принципу «Казаться успешным важнее, чем им быть». В юридическом мире есть свои «звезды», а есть непризнанные герои, у которых нет социальных сетей, и это не мешает им добиваться результатов, считает Корельский.
Чем может быть полезен личный бренд
На вопрос «Стоит ли развивать свой личный бренд» надо отвечать, исходя из своих карьерных амбиций и планов. Есть те, кого устраивает работа и зарплата, кому нравится быть непубличным человеком. Но для тех, кто задумал достичь высот в найме или начать свой бизнес, личный бренд может стать конкурентным преимуществом в борьбе за клиентов или на пути к высокому посту.
Сформированная хорошая репутация помогает повысить цену на услуги, дороже их продавать, особенно если речь идет о консалтинге, говорит Абдукахаров. «Часто приходится слышать аргумент, что лучший инструмент продаж – «сарафанное радио», и клиенты хорошего специалиста передают, что называется, "из рук в руки". Это верно до тех пор, пока юрист не захочет выйти в смежные отрасли, или сменить место, или просто активно привлекать новых клиентов, а не ждать, пока его порекомендуют бывшие заказчики, - рассказывает Абдукахаров. - Поэтому можно однозначно утверждать: юрист, работающий на свой бренд, со временем получит больше клиентов, хороших предложений о работе, о партнёрстве».
Успешное реноме приносит материальную выгоду, соглашается председатель МКА Андрей Князев. По его словам, каждый специалист коллегии занимается выстраиванием своего личного бренда, участвует в профильных мероприятиях, высказывается для СМИ, ведет любопытные дела. «Тем самым мы поддерживаем интерес к себе и к коллегии», - делится адвокат.
В нашу коллегию часто обращаются как раз потому, что мы известны. Мой личный бренд, а также хорошая репутация моих партнеров привлекают клиентов.
Князев в целом согласен с тем, что более известный партнер или сотрудник более интересен на рынке, с оговоркой, что известность бывает разная. «Если человек постоянно участвует в ток-шоу, а за этим нет ни профессионализма, ни порядочности, то зачем мне такой партнер», - поясняет адвокат.
Личный бренд может быть полезен и инхаус-юристам. Он делает вклад в деловую репутацию компании, где юрист работает, объясняет директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Кроме, того, конечно, растет узнаваемость самого человека и его «капитализация» на рынке труда, говорит Дурдыев. По его словам, хороших юристов много, поэтому те, кто больше на виду, «дороже» продаются при прочих равных.
Это подтверждает и специалист по коммуникациям Абдукахаров. По его наблюдениям, инхаус-юристы часто не думают о личном бренде: «Зачем, ведь есть бренд работодателя, особенно если это всемирно известная компания». Зато, когда человек задумывается о смене работодателя, личный бренд становится важен. Но его развитие – это длительный процесс, который может занимать годы. Поэтому им имеет смысл заниматься даже тогда, когда вы не думаете о смене работы, делится Абдукахаров.
Также, по его словам, это важно при иммиграции «через выдающиеся способности» в США, Канаду и некоторые страны Европы, или ротации в другую страну. В этих случаях требуется показать свой хороший имидж в СМИ.
Еще личный бренд может помочь влиять на общественное мнение, формировать экспертную повестку в определёном вопросе или направлении, добавляет Клейн.
Нужен ли пиарщик
На вопрос, обязательно ли пользоваться услугами специалиста для создания личного бренда, Клейн отвечает: «Можно и самостоятельно, но юристам часто не хватает для этого системности, последовательности, иногда знаний, и, конечно, времени, чтобы все было правильно и эффективно. Поэтому, если ресурсы ограничены, имеет смысл обратиться к профессионалу». Конечно, это должен быть компетентный специалист с опытом продвижения юристов или представителей аналогичных профессий. Надо избегать горе-коучей и дилетантов, у которых одни и те же шаблонные инструменты, минимум индивидуального подхода, и все поставлено на поток, говорит Корельский.
А в некоторых юркомпаниях и бюро есть штатный пиар-специалист, например, в коллегии "Князев и партнеры". "Благодаря нашей совместной работе мы везде присутствуем, про нас многие знают и у нас положительная репутация", - говорит Князев.
По мнению Корельского, пиар-специалисты не должны придумывать за человека контент, зато они могут помочь с «упаковкой», которая подбирается под конкретного клиента. «Если у человека не идет Инстаграм, сделайте ему аккаунт на «Закон.ру», там ему будет лучше», - поясняет Корельский. В целом, считает он, задача развития личного бренда – не создать содержание, а огранить тот алмаз, который уже есть. Не стоит бездумно следовать моде, достаточно делать то, что нравится, и делиться этим с людьми так, как подходит именно вам, считает Корельский. Тогда успех не заставит себя ждать.
Кстати, дедлайн по заполнению анкет для участия в рейтинге личных брендов юристов - 30 августа.