Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Жизнь юриста
13 сентября 2021, 10:04

10 шагов: как юристу построить личный бренд

10 шагов: как юристу построить личный бренд
Определите «фишки», которые выгодно отличат вас от конкурентов. Выстраивайте честный образ: читатели ждут только правды, а ложь могут распознать, учитывая прозрачность современного информационного мира. Не нужно стремиться комментировать любую тему, лучше первым занять какую-то уникальную нишу, демонстрируя в ней экспертные знания. А еще не стоит постоянно выпячивать свои профессиональные успехи. И помните, что личный бренд юриста — это его репутация, о которой нужно заботиться с самого начала карьеры.
1
Найдите свою «фишку»

Личный бренд юриста — это не красивые картинки в соцсетях, сопровождаемые «умными» рассуждениями. Чтобы построить бренд, надо пройти долгий и трудный путь, который не всем под силу, говорит консультант по юридическому маркетингу и продвижению Елена Успенская. По ее словам, нужно начинать с критического взгляда на себя и своих конкурентов, чтобы понять свои отличительные особенности — существующие или потенциальные. Это необязательно будет сравнительное преимущество — кто-то лучше, а кто-то хуже, объясняет она: «Вы можете иметь экспертные знания, которых нет у конкурентов, или работать с клиентской аудиторией, с которой больше никто так не взаимодействует». Какая-то «фишечка», может даже и не одна, обязательно должна быть, подтверждает приглашенный профессор университета Вестминстер, российский адвокат и английский солиситор Дмитрий Гололобов: «Фото путешествий, описание марафонов, котики или рассказы о жизни ребенка в школе. Только не любовь к институту собственности в частном праве». 

Как раз сейчас Право.ru проводит первый рейтинг личных брендов юристов. Эксперты оценят десятки параметров кандидатов: медийность, активность в социальных сетях, научную деятельность, участие в ассоциациях, выступления на конференциях и не только. 

2
Будьте настоящим

Не надо про себя ничего не выдумывать. Нельзя «продавать» личный бренд, который не соответствует настоящему тебе, подчеркивает партнер АБ Иванян и партнеры Иванян и партнеры Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Трудовое и миграционное право 4место По количеству юристов 11место По выручке 11место По выручке на юриста Профайл компании Екатерина Смирнова: «Людям интересна только правда».

Я никогда специально не задумывался о личном бренде и его построении. Просто всю свою профессиональную жизнь придерживаюсь принципа «будь таким, какой ты есть». Никакой фальши, искусственного образа и прочего.  

Роман Бевзенко, партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Частный капитал

Чем ближе твой публичный образ к тому, кто ты есть на самом деле, тем проще его поддерживать и меньше вероятность в какой-то момент проколоться, поясняет советник Allen&Overy Андрей Панов. Если нет модных хобби, то и не надо их себе придумывать, чтобы быть в тренде. А если ваше увлечение не самое популярное, то не стоит стесняться его, настаивает юрист: «Именно оно делает тебя тем, кто ты есть, выделяя из толпы».

3
Определите целевую аудиторию

Подумайте о том, для кого вы хотите строить личный бренд, кто будет вашей целевой аудиторией. И используйте только те каналы, где есть эта целевая аудитория, советует руководитель юридического департамента Inditex Артем Подшибякин: «Акционеры, как правило, не читают «Аргументы и факты» или «МК». Не тратьте свои усилия зря».

Еще одна ошибка — пытаться угодить всем. Нравиться всем без исключения невозможно. Поэтому нет смысла тушить ненависть хейтеров. Лучше фокусироваться на тех, с кем вы совпадаете во взглядах.

Андрей Панов, советник Allen&Overy

Да и на всех сразу публичный образ работать не будет, предупреждает Успенская. По ее словам, юристу стоит найти свою нишу, которая пока еще максимально свободна: «Быть одним из сотен судебных юристов — это не личный бренд. Другое дело — быть лучшим в своем городе юристом по трудовым спорам на стороне работника».

4
Не комментируйте все подряд

Смирнова отговаривает от идеи хайповать и комментировать любые темы, даже те, в которых вы слабо разбираетесь. «Мы беремся только за такие вопросы, в которых разбираемся на экспертном уровне, -  подтверждает управляющий партнер АБ Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Руслан Коблев. - Не участвуем в странных конференциях и круглых столах. У бюро довольно серьезные клиенты, и им вряд ли понравится выступление их юридических представителей в сомнительных ток-шоу и других подобных мероприятиях». Коблев полагает, что коллегам стоит публиковаться в профессиональных и специализированных изданиях и только на те темы, в которые они погружены на академическом уровне.

5
Хвалитесь в меру

Не стоит постоянно выпячивать свои профессиональные успехи. Это скучно и неинтересно, говорит Бевзенко: «Если хочется быть публичным человеком, то надо показывать все стороны своей жизни». Тем более, людям нравится читать простые, понятные, веселые и интересные тексты. И к ним не относятся рассказы о своей победе на фоне здания суда и радостного клиента, подчеркивает Гололобов: «Даже если это ЕСПЧ, а клиент — Роман Абрамович».

6
Уйдите от «киношных» образов

Современный кинематограф активно тиражирует примитивные обывательские представления о юридической профессии: ухоженные люди, живущие на широкую ногу в окружении красивых женщин и умильных детей, на работе превращаются в умных циников в дорогих костюмах — неэтичных и беспринципных, манипулирующих людьми и фактами. Ближайший современный прототип такого «мерзавца» — Харви Спектр из модного сериала Suits. И некоторые юристы, по наблюдениям управляющего партнера INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Защита персональных данных группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Цифровая экономика 13место По количеству юристов 29место По выручке на юриста 40место По выручке Профайл компании Евгения Шестакова, пытаются соответствовать такому образу. Особенно те, кто еще только в начале карьерного пути. Только вот если вести себя мерзко на работе, это по по закону Станиславского непременно отразится и на личной жизни, уверен эксперт.

7
Личный и корпоративный бренд тесно связаны 

«Мой бренд очень сильно зависит от позиционирования работодателя и наоборот», - признается глава направления по разрешению судебных споров и комплаенсу «Яндекса» Екатерина Кобрин. И если вы работаете на крупную компанию, то небольшие медиа будут интересоваться скорее ее упоминанием у себя, чем каким-то комментарием лично от вас, сразу предупреждает Подшибякин, ведь крупная известная торговая марка привлекает внимание и трафик.

8
Общайтесь со своей аудиторией

Такой диалог очень важен.  «Мне в неделю приходит 10–15 личных сообщений с просьбой помочь разобраться в каких-то вопросах», - делится Бевзенко. И он старается откликаться на них, помогая там, где чувствует себя способным это сделать. Вот и Гололобов отвечает на вопросы своей аудитории и осторожно дает какие-то советы в «личке».

Никогда не обижайте коллег, бывших клиентов и просто проходящих мимо. Критикуйте идеи, события, позиции и проекты, а не людей.

Дмитрий Гололобов

Смирнова обычно выкладывает в открытый доступ после выступлений свои презентации, а на лекциях активно делится своими лайфхаками. Культура обмена опытом, содействия и коллективного обсуждения важных вопросов — это очень полезно, соглашается с коллегами Подшибякин.

9
Создавайте повестку для СМИ

Юристу не только надо быть в курсе новостной повестки и комментировать актуальные темы, но и самому инициировать инфоповоды с запоминающимся контентом. Об этом говорит Надежда Жуковская, PR-директор компании «Медиалогия», которая занимается мониторингом, медиа-анализом и рейтингами СМИ.

10
Помните о репутации

Личный бренд юриста — это прежде всего его репутация. Так считает управляющий партнер ЮФ Косенков и Суворов Косенков и Суворов Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании Денис Косенков. Если вам не стыдно за работу, которую вы делаете, то показать ее тоже будет не стыдно, добавляет он.

Главное, чтобы ваш внутренний профессиональный контент совпадал с той упаковкой, которую вы презентуете, не обманывая ожидания ваших клиентов, коллег и работодателей. Цена такого несоответствия в нашей профессии очень высока.

Денис Косенков, управляющий партнер ЮФ Косенков и Суворов Косенков и Суворов Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании

Вот и директор юридического департамента одного из крупнейших банков*, работающих в России, склонен сузить «личный бренд» до понятия «репутации». Как профессиональной, так и личной. Это именно то, что следует создавать, поддерживать и бережно хранить на протяжении всей профессиональной карьеры и, более того, всей сознательной жизни, уверен он.

* Имя и фамилия эксперта не указаны по его просьбе.