«Юрист может:
- консультировать клиентов по вопросу рекреационного употребления (для отдыха и удовольствия. — Прим. ред.) марихуаны по региональному закону;
- сам употреблять марихуану в рекреационных целях;
- когда местный закон вступит в полную силу, выращивать разрешенное количество растений дома для личного употребления;
- принимать оплату за свои услуги долей в бизнесе по выращиванию конопли».
Такое этическое заключение летом 2021 года выпустила Палата адвокатов Нью-Йорка.
Легкий наркотик в США легализует все больше штатов как в медицинских целях, так и в рекреакционных (для взрослых). Это подстегнуло юрфирмы, готовые к риску, открывать практики по каннабису, чтобы консультировать предпринимателей в такой области. От юристов требуется гибкость в быстро меняющихся условиях, когда избиратели и законодатели то продвигают легализацию, то противодействуют ей.
Отрасль не для слабонервных, здесь приходится иметь дело с неопределенностью.
В целом юристы, конечно, консервативная профессия. Но риски снижаются по мере легализации: по состоянию на сентябрь 2021 года 34 штата разрешили медицинское использование каннабиса, а 19 — еще и рекреационное. Соответствующий рынок в США, по оценкам New Frontier Data, будет расти на 21% каждый год и к 2025 году достигнет $41,5 млрд. Продажи по медицинским показаниям прогнозируются на уровне $16,3 млрд, регулируемые продажи для взрослых — $25,1 млрд.
Кэтрин Эштон из — финансовый юрист, которая специализируется на освобождении от налогов и здравоохранении. Она пришла в отрасль в 2014 году, когда клиент спросил, как получить лицензию на выращивание каннабиса для медицинских целей в Иллинойсе. Этот рынок, как и здравоохранение, крайне зарегулирован и обещал стать «огромной сферой экономики в США, которая выросла штат за штатом», рассказывает Эштон. Поскольку это многоплановая и разносторонняя отрасль, Эштон увидела в ней место для крупной юрфирмы.
Сейчас у Dentons в США около 10 юристов, которые весь или почти весь рабочий день посвящают «марихуановому праву». Еще 10 консультантов занимаются такими вопросами относительно много, а 30–40 — время от времени. В общем, так или иначе с темой соприкасались порядка 100 сотрудников Dentons, сообщил один из глав профильной практики Эрик Берлин.
Партнер Foley & Lardner Джеймс МакКи, который специализируется на арбитражных разбирательствах, тоже получил «звонок из ниоткуда» в 2015-м, когда во Флориде начали раздавать лицензии на «медицинскую» марихуану. Так фирма начала представлять интересы клиентов, связанных с этой индустрией, в регуляторной и других сферах.
В Duane Morris выстроили команду из 50–60 юристов, которые «регулярно работают над вопросами, связанными с каннабисом: корпоративными, судебными, регуляторными, налоговыми, интеллектуальной собственностью», а коллеги им помогают, сообщил партнер фирмы Сет Голдберг. «Мы определенно ждем возможности расширяться дальше по мере роста индустрии», — говорит Голдберг. В частности, рост выручки демонстрирует компания Foley, которая в 2020 году заработала на «каннабис-практике» на 63% больше, чем в 2019-м [1].
Федеральный запрет и этические ловушки
Вроде бы любому бизнесу нужен примерно похожий набор юридических услуг. Но «марихуановое право» в США — «минное поле», что заставляет адвокатов более тщательно изучать регуляторные изменения и этические требования. Особо надо следить за налоговым, торговым, трудовым, экологическим, интеллектуальным правом и правилами выдачи местных лицензий.
«Марихуановое право» включает все отрасли права, но все аспекты пронизывает значительный конфликт с федеральным правом», — говорит Хиллари Брикен из Harris Bricken. Палаты адвокатов Калифорнии, Колорадо, Нью-Йорка и Вашингтона выпустили инструкции, которые должны помочь избежать этических проблем при консультировании. Так, в Калифорнии необходимо предупреждать о коллизии федеральных и региональных норм, а еще это надо включать в письмо-обязательство [2].
Если вы консультируете клиентов, нужно заявлять очень-очень четко, что это нелегально и что вы не можете давать советы, как исполнить федеральный закон, потому что таких способов нет.
Что касается законов на уровне штатов, тут они принимаются и меняются очень быстро, что держит юристов в тонусе. В одной Калифорнии, если речь идет о выдаче лицензий на культивирование или производство, приходится ориентироваться среди 18 агентств, включая региональные и муниципальные, говорит Иран Хопкинс из Ackerman.
Это самая зарегулированная отрасль в мире. Каждый, кто занимается каннабисом, берет на дом в два раза больше «домашки».
«Новые области права появляются не каждый день, что немного ставит начинающих юристов вровень с теми, кто практикует 20–25 лет, — делится Сатива Расмунссен из Dorsey & Whitney. — У молодых специалистов с предпринимательской жилкой появилась возможность создать для себя новую нишу».
По мере роста «марихуановых практик» увеличивается и число попыток переманивать юристов из фирм, которые стали первопроходцами в этой сфере. Компании побольше, которые создают профильные команды, тратят на этих юристов много денег, говорит Джонатан Роббинс из Ackerman. «Когда федеральный запрет отменят, все фирмы вскочат на ноги, — прогнозирует он. — В каждой будет практика по каннабису» [1].
[1] Вольный сокращенный перевод статьи Cannabis Practices Sprout as Big Law Firms Follow the Money.
[2] Вольный сокращенный перевод статьи Cannabis Practice Creates Ethical Traps, Conflicts for Lawyers.