Отстранили от работы за отношения с доверительницей
Как сообщает издание Above the Law, осенью 2021 года Верховный суд Флориды отстранил адвоката Джона Кевина Кери от юридической практики за сексуальные отношения со своей доверительницей. Теперь он не сможет работать три месяца, будет посещать курсы профессиональной этики и состоять на дисциплинарном учете два года (это максимальный срок). На протяжении этого времени за профессиональной деятельностью Кери будет наблюдать эксперт. Если защитник впредь не будет нарушать этические принципы, то с учета его могут снять и раньше. В случае некорректного поведения срок наблюдения могут увеличить еще на два года. Как указано в правилах Американской ассоциации юристов, на дисциплинарный учет адвокатов ставят за нарушения, которые не причиняют вред обществу.
Кери в нескольких судебных разбирательствах представлял интересы доверительницы, с которой у него завязались романтические отношения. В числе прочего помогал ей развестись. Как сказано в решении суда, интимная связь с клиенткой негативно повлияла на бракоразводный процесс: адвокат вел себя непрофессионально, грубо высказываясь в адрес оппонентов.
Юрист признал свою вину, но подчеркнул, что роман развивался по взаимному согласию. «Я по-прежнему представляю интересы своей клиентки, у нее не возникало претензий к моей работе. Только ее бывший муж жаловался своему адвокату на меня. Правда, оглядываясь назад, понимаю, что должен был отложить любовные отношения до окончания судебного разбирательства», — рассказывает Кери. Его слова в суде подтвердила и сама доверительница.
В США адвокатам запрещено вступать в сексуальные отношения с доверителем, если их не было до привлечения защитника к делу (например, когда муж отстаивает интересы жены). Это правило в кодекс профессиональной этики Американская ассоциация юристов внесла в 2002 году. Принцип соблюдают как минимум в 30 штатах, за его нарушение адвокатов отстраняют от практики и ставят на дисциплинарный учет. Так случилось не только с Кери, но и с Томасом Лоу из Миннесоты, а также с Мэтью Фортадо из Огайо.
Результаты опроса Право.ru
В России прямого запрета на интимные отношения с доверителем нет. Кодекс профессиональной этики адвоката (КПЭА) обязывает придерживаться делового поведения (ст. 8), не допускать фамильярностей (ст. 10) и не руководствоваться безнравственными интересами (ст. 9). Но в жизни случается всякое. Мы провели опрос, чтобы узнать позицию подписчиков нашего телеграм-канала по поводу допустимости любовной связи между адвокатом и клиентом, всего проголосовало 3122 человека.
Мнения разделились. Один из подписчиков считает, что если думать о романе, то есть риск не выполнить профессиональную задачу, а другой уверен в обратном — личные отношения с доверителем добавляют адвокату мотивации.
Кто-то написал, что надо отталкиваться от положений адвокатского кодекса: раз фамильярные отношения недопустимы, то и романтические тоже. Распространенным оказалось мнение, что начинать отношения можно, когда они не мешают работе. Отношения позволительны, если адвокат и доверитель ранее состояли в любовной связи или если они женаты. Один из юристов добавил, что сексуальные отношения не должны быть условием профессионального представительства, доверитель и адвокат не должны чувствовать никакого давления по этому поводу.
«Во-первых, не нужно выставлять сексуальные отношения напоказ. Во-вторых, профессиональные границы можно держать, даже находясь в близких отношениях. Да, появляются дополнительные нюансы, сложности и риски, но это личный выбор — принимать их или нет», — говорит читатель Право.ru.
Есть у юристов и счастливые истории: один адвокат выиграл сложное дело для доверительницы, а потом женился на ней. Сейчас у них уже двое детей. Другая подписчица рассказала, что после того как между ней и доверителем возникли чувства, она передала дело коллеге.
«С этической и профессиональной точки зрения отношения между адвокатом и доверителем недопустимы. Какой бы ни была проблема доверителя, ее решение требует профессионального подхода. Надо соблюдать рамки, а выход за их пределы — необязательный риск. Несерьезно, в общем», — написал юрист.
Подвел итог спору такой комментарий: «Нормативного ограничения на такие отношения нет. Все остальное — полемика».
Мнение экспертов
По обсуждаемому вопросу позиции экспертов похожи в одном — личные связи не должны мешать работе.
Адвокат адвокатского бюро НБ Елена Менде рассказывает, что не встречала практики, в которой дисциплинарная комиссия рассматривала исключительно фамильярные отношения. Обычно они упоминаются как «отягчающее» обстоятельство. Но если пофантазировать, то при наличии жалобы доверителя дисциплинарное производство возможно. По его итогам адвокату, скорее всего, вынесут предупреждение. Хотя вероятность такого развития событий в реальности ничтожно мала.
Позицию Менде поддерживает старший партнер Андрей Гривцов. Он считает, что сами по себе интимные отношения адвоката и доверителя вряд ли повлекут дисциплинарную ответственность. Проблемы могут появиться, если отношения закончились скандалом, отмечает Гривцов. Конфликт может стать причиной возникновения у адвоката самостоятельного интереса по предмету соглашения, отличного от интереса доверителя. Это будет прямым нарушением п. 2 ч. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Адвокат Павел Семенцов напоминает, что на практике встречается много случаев, когда защитник представляет интересы своего супруга. И в этом нет ничего необычного, считает он. При этом надо иметь в виду, что злоупотребление доверием несовместимо со статусом адвоката (п. 3 ст. 5 КПЭА). Потому надо избегать любых двусмысленных ситуаций, которые могут поставить под сомнение профессиональную независимость, порядочность и честность.
С этической точки зрения опрошенные адвокаты не одобряют сексуальные отношения адвоката и доверителя. И дело здесь не в недоступном образе адвоката, а в принципе «Не навреди» и психологической зависимости, которая может возникнуть у доверителя, подчеркивает Менде.
При возникновении романтических отношений с доверителем адекватной реакцией будет исключить адвоката из рабочей группы по проекту, чтобы снизить зависимость результата от эмоциональной составляющей.
Гривцов согласен с коллегой, но отмечает, что в жизни случается всякое и не всегда удается управлять своими чувствами.
Интимные отношения с доверителем скорее будут мешать работе, и вряд ли адвокату следует в них вступать. Во всяком случае до завершения всех вопросов, связанных с оказанием этому доверителю правовой помощи. Впрочем, любовь не всегда выбирает, когда именно и в каких ситуациях приходить в сердце человека, поэтому, наверное, возможно всякое.
Семенцов подчеркивает, если адвокат имеет внебрачные сексуальные отношения с доверителем и проживает с ним, то он обязан вести адвокатское делопроизводство отдельно от материалов и документов, принадлежащих доверителю (п. 9 ст. 6 КПЭА), не вправе ставить себя в долговую зависимость от доверителя (п. 4 ст. 10 КПЭА) и должен соблюдать правила работы с деньгами доверителя (п. 6 ст. 16 КПЭА).