Из-за блокировки Instagram* и Facebook* компании стали ограничены в выборе площадок. Продвигать юрфирму в соцсетях стало сложнее, говорит Александра Старостина, PR-директор Сейчас важно изменить свои маркетинговые стратегии, а не отказываться от них, уверена Алина Тумасова, директор по стратегическому развитию КА По ее словам, юрфирмам нужно оперативно подстраиваться под запросы аудитории и быть для них полезными: помогать ориентироваться в текущей ситуации, а не продавать свои услуги. «Адвокатам и юристам очень важно стать тем островком стабильности для своих клиентов, на который можно опереться», — уверена Мария Мещерякова, менеджер по маркетингу и PR АБ
Что делают с прежними страничками
Даже после признания Meta Рlatforms Inc.* экстремистской физические и юридические лица могут вести аккаунты в соцсетях, которые принадлежат корпорации (об этом мы писали в материале «Meta* признали экстремистской: что это значит для пользователей и акционеров»). Поэтому некоторые юрфирмы не стали «замораживать» свои странички. Свой аккаунт в Facebook* завел только осенью прошлого года. Управляющий партнер центра Максим Дышлюк рассказал, что им быстро удалось набрать несколько сотен подписчиков. Так как значительная часть аудитории продолжает пользоваться платформой, то и они продолжают выкладывать контент, но при этом создали «дублирующую» страницу во «ВКонтакте». Такой же позиции придерживаются в .
Продолжаем вести наши корпоративные странички в заблокированных соцсетях, как и другие юрфирмы. Мы не заметили серьезного оттока нашей аудитории.
На момент подготовки материала свои страницы в Facebook* не оставляли и другие юрфирмы, в том числе ЮК , , А вот в ощутили, что в заблокированных соцсетях упали охваты. Компания хоть и продолжает вести корпоративную страничку на прежней площадке, но упор делает на другие соцсети, в том числе Telegram.
В АБ заняли выжидательную позицию и только приостановили ведение страниц в соцсетях, принадлежащих Meta*. Об этом рассказала Наталья Николаева, директор по развитию бюро. Временно не обновлялась и активная до 24 февраля страничка АБ в Instagram*. Сейчас в соцсеть начали выкладывать фотографии. Другие компании совсем «заморозили» соцсети. Елена Успенская, эксперт по юридическому маркетингу и продвижению, рассказала, что ее клиенты приняли такое решение, опасаясь возможных последствий: «Инструменты для применения санкций за ведение запрещенных соцсетей у правоохранителей есть, а обещание их не использовать — это не норма закона». По словам Успенской, один из адвокатов, с которым она сотрудничает, вовсе предпочел удалить страницы.
Массовый переход в Telegram
Пока признанные экстремистскими или заблокированные на территории РФ (в их числе Twitter) соцсети теряют российских пользователей, их конкуренты констатируют возросшую активность.
Самый активный рост новых пользователей пока у Telegram. Мессенджер выбирают не только обычные пользователи, юррынок начал массово осваивать площадку и использовать для продвижения компаний.
✔️ Привлечение новой аудитории.
✔️ Необязательно делать качественные иллюстрации и видео.
✔️Разнообразные инструменты для работы: опросы, голосовые чаты, видеозаписи и т. д.
❌ Слабый рост аудитории.
❌ Нет таргетированной рекламы, мало бизнес-инструментов.
❌ Большая конкуренция.
По мнению опрошенных экспертов.
Корпоративным каналом обзавелась КА Delcredere. Чаще всего там пишут о санкциях, их последствиях для бизнеса и минимизации рисков. Санкционная повестка есть в проектах «Безбашенный протектор» ЮФ и одноименном канале АБ О поддержке бизнеса пишут и в Pepeliaev Group | Official. Николаева рассказала, что компания перенесла основной корпоративный канал коммуникации из Facebook* в Telegram. Кроме аналитики о последних событиях, на канале публикуют новости о компании, анонсы и дайджесты.
Параллельно мы адаптируем канал под корпоративный блог, потому что хотим делиться информацией по нашим основным практикам, ключевым проектам, больше знакомить аудиторию с героями фирмы. Для этого мы используем рубрикаторы и теги.
Компании не только создают новые, но и активно развивают действующие каналы. Сапова рассказала, что год назад коллегия открыла канал по цифровому праву «Цифра». Сейчас там около 1400 читателей. Подобные тематические странички есть и у других компаний. Например, канал по вопросам искусственного интеллекта от юристов АБ «КИАП». У «Пепеляев групп» их несколько: посвященные налогам, трудовому праву, экологии.
Как сделать интересный Telegram-канал
По мнению Мещеряковой, предпочтительнее заводить каналы с узкой специализацией и обозначенной тематикой. С этим согласился и Церен Савгуров, директор по маркетингу и развитию бизнеса Во время голосового чата «Антикризисный маркетинг юрфирмы» он объяснил, что в специализированный Telegram-канал читают только те, кого интересует конкретная отрасль права или тема. А корпоративные — это своего рода «фан-аккаунты». В подписчиках могут быть инхаусы, которые давно сотрудничают с компанией, будущие сотрудники фирмы. «То есть аудитория, которая любит конкретную юрфирму», — подытожил Савгуров. Но таких пользователей меньше, чем просто заинтересованных правом. А Мещерякова и вовсе уверена, что всплеск активности корпоративных каналов скоро пойдет на спад, так как они не смогут конкурировать с новостными и тематическими.
Я не рекомендую сейчас создавать каналы, если у вас в компании нет энтузиаста-юриста, который сможет давать профессиональный, необычный, интересно поданный и качественно составленный контент.
PR-специалист Алексей Охлопков тоже отмечает высокую конкуренцию в Telegram. По его словам, уже созданные аккаунты из-за этого могут терять аудиторию. Пользователь будет отписываться от ряда каналов в пользу более актуальных и интересных.
Это можно увидеть, в частности, и сопоставив количество подписчиков канала и реальных просмотров одного поста. Если просмотры меньше в десятки раз, можно предположить, что с наполнением что-то не так. Ведь даже если вам удалось убедить людей подписаться, например, взаимной рекламой, то без интересных постов они не будут заходить к вам, а, наоборот, начнут потихоньку уходить.
Telegram требует осознанного наполнения. Он не терпит «информационного мусора». Поэтому надо развивать письмо, делать тексты удобными для чтения, прикладывать полезные материалы — чек-листы, обзоры, презентации.
Чтобы стать популярным, новый канал должен предлагать полезный контент и проявлять свою индивидуальность и позицию, отличаясь от других. К примеру, около 32 000 подписчиков у канала KALOY.RU, который ведет адвокат Калой Ахильгов. Он анализирует самые громкие законопроекты, ясно и доступно пишет о важных судебных решениях, в частности, с правозащитной точки зрения. Адвокат рассказал, что читателей привлекают опросы и различные памятки, например о том, как вести себя с ОБЭП. В выходные дни автор размещает развлекательный контент — истории про известных адвокатов. Ахильгов пишет посты вечером или ночью, это, по его словам, занимает около часа. Что-то срочное набирает сразу в телефоне в течение дня. Публиковать старается с утра и до обеда. Вечером, по словам адвоката, читатели перенасыщены информацией и просмотры падают.
У Романа Бевзенко, партнера , на Loader from SVO больше 23 000 подписчиков. Автор публикует небольшие, но хлесткие комментарии по законопроектам, указам, решениям судов. Причем не только говорит о последствиях таких нововведений, но и детально изучает (и критикует) сами тексты с юридической точки зрения. Читателям интересно узнать мнение Бевзенко, ведь это известный и признанный цивилист.
Читателям нравятся и узкопрофильные каналы. В их числе «Субсидиарная ответственность» и «Корпоративное право», которые ведет Юлия Михальчук, советник Охлопков считает, что в них читателей тоже привлекает компетенция в той отрасли, о которой пишет автор. Михальчук кратко делится последней практикой, рассказывает о предстоящих мастер-классах и вебинарах.
Популярны каналы Максима Саликова, основателя Salikov Law Practice На «Судебной практике СКЭС ВС РФ» разбирают позиции ВС по экономическим спорам. Автор регулярно мониторит новые определения, выбирает из них самые важные и переводит в «телеграмочитаемый вид». То есть емкое описание истории спора, выводов нижестоящих инстанций и самого Верховного суда. Чтение такого поста занимает около минуты. «Позицию ВС важно понять и представить своими словами так, чтобы поняли все», — говорит Саликов. Важна и оперативность. Так, ВС недавно высказался о моратории на банкротство, и автору удалось выложить пост спустя 10 минут после публикации определения на kad.arbitr. В итоге за несколько часов канал получил около 1000 репостов.
Судебная практика для наших читателей — это дополнение к завтраку, поездке в метро и так далее. Каждый день читатели заходят в канал и точно знают, что в 7–8 утра там выйдет новое свежее определение Верховного суда.
Саликов считает важным для успеха постоянство. По его словам, публиковать материал нужно каждый день. Привлекать аудиторию можно и с помощью полезного контента. Так, в «Судебной практике СКЭС ВС РФ» публикуют еще и тексты кассационных жалоб. А недавно автор создал рубрику «Диалоги на Поварской», где по видеоконференции выступают юристы, которые победили в Верховном суде. Еще у Саликова есть аналогичный проект про практику гражданской коллегии ВС.
Пользуются спросом каналы, которые посвящены юррынку в целом. Среди них «Рульфы, ильфы и инхаусы». Там оперативно появляются новости зарубежного (в основном американского) юррынка, информация от российских коллег, в том числе про переходы, появление новых компаний, а еще обсуждаются темы, которые в целом волнуют юристов. Например, жалобы американок на придирки к их внешнему виду. В опросе почти 35% подписчиков признались, что их обязывали соблюдать дресс-код под угрозой наказания или требовали сменить одежду. На канале «Анонсы.Law» публикуют информацию о предстоящих конференциях, семинарах, тренингах для юристов.
«ВКонтакте» и собственный сайт
«ВКонтакте» — вторая по популярности у новых пользователей соцсеть в России (по данным исследования компании Mediascope). Но маркетологи спорят, стоит ли юридическим компаниям осваивать эту площадку. Мещерякова считает, что в связи с ростом пользователей к соцсети точно стоит присмотреться.
✔️ Функции для бизнеса (магазины, каталоги, реклама).
✔️ Поиск по ключевым словам.
✔️ Партнерские программы.
❌ Постоянные вложения в рекламу.
По мнению опрошенных экспертов.
Сапова считает, что «ВКонтакте» больше подойдет малому или среднему бизнесу. Так как они смогут использовать соцсеть не только для позиционирования компании, но и для привлечения новых клиентов. Эксперт отмечает широкий набор бизнес-инструментов «ВКонтакте». Например, в отличие от Telegram сервис позволяет настроить таргетированную рекламу. Успенская также считает, что соцсеть полезна при продвижении юридических услуг для физических лиц. Но и крупным игрокам не стоит ее игнорировать: присутствие в соцсети практически неизбежно из-за ограниченности выбора, уверена Успенская. Крупным компаниям соцсеть будет полезна как еще одна площадка, чтобы рассказать о себе.
К «ВКонтакте» мы изначально отнеслись скептично из-за непривычного интерфейса и отсутствия, на наш взгляд, целевой аудитории, но, проанализировав метрику сайта, увидели, что именно из этой соцсети идет самое большое количество переходов, несмотря на отсутствие там аккаунта. Возможно, свое мнение пересмотрим и сделаем рабочий аккаунт во «ВКонтакте».
Во «ВКонтакте» есть страничка у «Пепеляев групп». Ее в основном использует HR-отдел для общения со стажерами и выпускниками. Николаева считает, что упор сейчас можно делать не только на позиционировании в соцсетях, но и на развитии собственного сайта. По данным метрики, количество уникальных посетителей остается высоким, делится Николаева. В первую очередь аудиторию юрфирмы интересует информация о стремительно меняющейся реальности: актуальные новости, изменения в законодательстве, советы экспертов. Delcredere создали на сайте санкционный раздел, где размещают рекомендации, обзоры, гайды, комментарии юристов. Такой же есть и у «Пепеляев групп».
Telegram-каналы юрфирм и юристов — это один из инструментов юридического маркетинга, который позволяет привлечь новых клиентов. Их, в частности, оценят на Best Law Firm Marketing — 2022, где оргкомитет и экспертный совет выберут лучших. Всего будет 10 номинаций. Заявки принимаются до 8 июля 2022 года, награждение состоится 15 сентября. Подробности можно узнать тут.
* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.