Зона турбулентности
Эксперты единогласно отмечают, что юридический рынок изменяется. Текущее состояние юристы называют по-разному: стресс, турбулентность, шторм, растревоженный муравейник.
Андрей Тимчук, партнер , полагает, что юридический рынок пребывает в турбулентном состоянии.
Происходят довольно масштабные изменения в составе команд, в том числе связанные с уходом иностранных компаний. У некоторых фирм проявляются сложности с получением новых проектов. Многие клиенты ставят на паузу запланированные проекты.
Соглашается с использованием метафоры о турбулентности и Никита Филиппов, заведующий Юрист отмечает, что появились новые тренды и запросы, но вместе с тем проблемы и риски. Прежде всего, изменения касаются сферы взаимоотношений с иностранным капиталом и внешнеэкономическим блоком.
Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению, считает, что за прошедшие три месяца юридический рынок плавно переходил от состояния шока и растерянности к унынию, депрессии и бурной деятельности. Сейчас он делится на тех, кто мрачно и упорно продолжает делать свою работу, и тех, кто активно переформатируется. Сюда входят как бывшие команды ильфов, так и российские фирмы среднего звена, которые активно расширили и продолжают расширять присутствие и партнерские связи на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе.
Рынок пока не сдувается, и работа у юридических фирм есть.
Нынешнее состояние юррынка Александр Ермоленко, партнер , называет растревоженным муравейником. Он связывает это с двумя факторами:
- Большой объем значимого правового регулирования — санкции, контрсанкции, валютное и банковское кризисное регулирование. Юристы с ходу постигают и применяют законодательство, которое в это же самое время продолжают создавать и менять.
- Уход с рынка иностранных юридических фирм. Высвобождаются команды, клиенты готовы переходить к новым поставщикам услуг, меняются названия.
Поддерживает мнение коллег и Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро : рынок продолжает штормить. Иностранные офисы продолжают сворачивать и переформатировать свою деятельность через российские юридические лица. Приходит принятие, что это надолго.
Те коллеги, кто предполагал, что все это временно, что надо всего лишь «пересидеть» несколько месяцев и все вернется обратно, увы, оказались неправы.
Рустам Алиев, партнер практики «Недвижимость и строительство» юридической фирмы , считает, что, с одной стороны, политическое давление толкает многие иностранные бизнесы уходить из России. Это само по себе открывает большой пласт юридической работы. С другой стороны, изоляция России объективно приведет к снижению деловой активности, полагает эксперт. На это еще накладывается экономическая и правовая неопределенность, в условиях которой многие российские бизнесы заняли выжидательную позицию.
Спрос и предложение
Тимчук отмечает, что предложение на юррынке уже давно существенно превышает спрос. В результате цены на юридические услуги каждый год снижаются. Алиев же, рассматривая предложение, считает, что после ухода иностранных юрфирм оно на рынке объективно уменьшилось.
Его коллега Антон Панченков, партнер корпоративной практики / M&A юридической фирмы , говоря о M&A и корпоративном праве, отмечает значительное повышение спроса на профильных юристов, потому что идет серьезнейший передел активов. Иностранные инвесторы, которые приняли решение об уходе из России, активно ведут переговоры о продаже бизнеса как с «дружественными» и локальными инвесторами, так и с менеджментом. Они думают о реструктуризации владения активами либо уже реализуют такие проекты.
Если сохранится примерно та же политическая конъюнктура, то в ближайшие полтора года корпоративщики без работы не останутся. Потому что заявить иностранному клиенту о немедленном уходе с устоявшихся, годами обустроенных локальных позиций — это одно, а немедленно уйти — совсем другое.
Эксперт отмечает, что инвесторы очень по-разному видят такой уход и по-разному его выстраивают. По мнению Панченкова, будет здорово, если этот спрос поддержат опытные команды экс-ильфов, которые на их обломках сейчас создают новые фирмы. Это позволит сохранить высокий уровень услуг и здоровую конкуренцию.
Мы в своей деятельности не наблюдаем резкого роста или катастрофического падения спроса.
Эксперт полагает, что сложнее всего тем юридическим компаниям, которые не умеют быстро реагировать на изменения и предлагать новые услуги, например в области санкционного законодательства. С точки зрения Филиппова, работы добавилось юристам в области договорного права и M&A. Им приходится учитывать не только классические риски, но и санкционные ограничения, ограничения в рамках антисанкционных мер, постоянно анализировать решения, принимаемые государственными органами. Например, в вопросах получения разрешений на совершение сделок с иностранными элементами из недружественных стран.
Успенская, напротив, считает, что уже нет спроса в том объеме и формате, который был еще в прошлом году. По мнению Корельского, сейчас на рынке преобладает демпинг. Юристы пытаются заново переделить клиентскую базу и зачастую, кроме цены, на фоне подравнявшегося на рынке экспертного уровня конкурировать в целом особо нечем.
«Каждый пытается занять свою нишу в пищевой цепочке», — полагает эксперт.
Как выживают в новых условиях
Тимчук, , рассматривая вопрос приспособления юрфирм к новым условиям, отмечает, что лучше себя чувствуют компании, которые стараются адаптироваться под текущие условия, предсказать, какие направления деятельности будут интересны для клиента и как будет развиваться ситуация на юридическом рынке. В качестве примера юрист рассказывает, что в его коллегии адвокатов открыли санкционную практику. И даже в рамках этой практики они видят, как меняются востребованность тех или иных направлений.
«Сложнее тем, кто рефлексирует и выжидает».
Евгений Родин, партнер, руководитель практики «Ресурсы. Промышленность. Реструктуризация» , полагает, что адаптация — не совсем корректное слово. Если брать российские юридические фирмы, то каких-то серьезных изменений в их работе эксперт не наблюдает, за исключением обширных кадровых решений.
Фирмы обрастают новыми компетенциями, но это не адаптация, это стремление занять высвобождающиеся от иностранных юридических фирм ниши.
Говоря об иностранных юридических фирмах, эксперт считает, что адаптации и вовсе нет. Они либо решают уйти с рынка с разной степенью категоричности, либо остаются. Если иностранная фирма уходит, то на ее базе создают совершенно новую фирму, нового игрока на рынке. «Преемственность, конечно же, есть: это технологии, компетенции, клиентский портфель, но все же это новая фирма», — отмечает юрист.
Меры приспособления к текущей ситуации не отличаются особенной креативностью, по мнению Алиева. Он отмечает, что это всем известные кризисные решения — сокращение персонала и зарплат, удержание какой-либо части вознаграждения, сокращение издержек, маркетинговых и иных бюджетов.
О происходящих изменениях, актуальных вакансиях, партнерствах и тендерах ведущих юридических фирм рассказываем на нашем b2b-сервисе для юррынка Connections. Там можно не только найти работу и партнеров, но и узнать последние новости о событиях на юридическом рынке.
О клиентах
По наблюдениям Панченкова, , все иностранные клиенты, которые сотрудничали с командой его компании в формате международного офиса, перешли в российскую фирму. Во-первых, клиенты продолжают работать с конкретными юристами и партнерами, которые годами их не подводили в плане сервиса и качества. У них существуют логичные ожидания, что не подведут и теперь. Во-вторых, в качестве альтернативы там сейчас будут такие же российские фирмы, которые создают юристы из других ильфов, или, опять же, присутствовавшие на рынке до последних событий российские фирмы. Клиент разумно делает выбор в пользу понятной парадигмы взаимоотношений с понятными ему людьми.
Успенская отмечает, что иностранные клиенты, которые сами остались на российском рынке или все еще находятся в подвешенном состоянии, в большинстве своем продолжают работать с теми же командами, что и раньше.
«Как любят говорить на рынке, нанимают людей, а не фирмы».
«К нам приходят клиенты ильфов», — говорит Тимчук, Скорее всего, многие клиенты у них останутся, полагает эксперт. Тем не менее, по мнению юриста, о таких гонорарах и доходах, как были в ильфах, новым компаниям можно забыть. Уйдут те клиенты, для кого был важен бренд.
Алиев, , говорит, что появились новые иностранные клиенты. Чаще всего это компании, которые планируют продажу или реструктуризацию бизнеса, и организации, где возникают сложности в связи с текущими событиями и ограничениями, будь то невозможность исполнения соглашений, проведения платежей или иные проблемы. При этом нельзя сказать, что это новые игроки на российском рынке, отмечает эксперт.
«Мы пока не видим существенного притока новых иностранных компаний на рынок. Это и понятно. В острой фазе конфликта и неопределенности очень немногие найдут в себе достаточный аппетит к рискам».
Тренды юридического рынка
Ермоленко, , полагает, что сейчас нельзя выделить тренды, потому что за три месяца они еще не сложились. Сейчас идет в основном работа с последствиями шока — это не тренд. По мнению эксперта, настоящие векторы будут понятны ближе к осени, когда почувствуем влияние санкций и военных расходов на экономику.
Родин, , говоря о трендах, обращает внимание на сферы банкротства, судебных споров и корпоративных вопросов.
«Однако, нужно отчетливо понимать, что ситуация с экономикой — это результат искусственного воздействия на нее. Это сильно влияет на постановку целей клиентов».
Эксперт говорит, что не видит, чтобы все повально стремились «уничтожить» своих контрагентов, которые не справились с санкционной нагрузкой или вообще вынуждены были покинуть рынок. Напротив, многие пытаются договориться и найти приемлемый для всех выход и сложившейся ситуации.
«Поэтому больший спрос сейчас на правовые инструменты оформления этих договоренностей, а не для нападения», — отмечает юрист.
«Повышается важность среднего и средне-крупного российского бизнеса как клиента, а этот сегмент давно завоеван российскими консультантами среднего звена», — замечает Успенская. Эксперт выделяет такую тенденцию последних месяцев, как расширение географии присутствия: фирмы следуют за клиентами. По мнению Успенской, интересное только начинается, потому что шок первых месяцев проходит по-настоящему только сейчас и партнеры фирм уже принимают не импульсивные, а взвешенные решения. Объявили о своих новых форматах команды бывших ильфов, хотя они и в «пересменок» не сидели сложа руки.
«Будет очень увлекательно наблюдать за попытками передела рынка», — считает маркетолог.
Рассматривая отрасли права, Успенская отмечает, что традиционно хорошо себя чувствуют судебные и уголовные юристы, а еще все те, кто занимается регуляторными вопросами. По данным эксперта, очень много работы у консультантов по правовым вопросам частного капитала и благосостояния, у юристов по международным спорам. На рынке сейчас очень много специалистов «по санкциям», но будут ли они востребованы через полгода или вернутся к своим специализациям «мирного времени» — большой вопрос.
Юридический рынок меняется, некоторые уходят, но появляются и новые игроки. На первой национальной премии в юрмаркетинге Best Law Firm Marketing — 2022 выясним, где самая сильная команда маркетологов. До конца приема заявок остались считаные дни. Направить анкету и презентацию можно до 8 июля включительно. Учитывая специфику этого года, добавили новую номинацию — «Антикризисный маркетинг». Туда принимают проекты, которые связаны с пересмотром стратегии фирмы после 24 февраля 2022 года, — продвижение новых практик и направлений, офисов в других городах и странах, привлечение новых команд и сотрудников с именем.