Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
14 сентября 2022, 19:18

Переехать к клиенту и найти партнеров: как трансформируется юрмаркетинг

Переехать к клиенту и найти партнеров: как трансформируется юрмаркетинг
В 2022 году большинству юридических компаний пришлось изменить намеченную ранее маркетинговую стратегию. Юрфирмам было важно перестроиться под новые запросы клиентов, оперативно открыть новые востребованные практики и расширить географию присутствия. Сделать это фирмам помогли маркетологи. На профильной конференции Право.ru они обсудили, как трансформировалась их работа, и поделились советами о том, как правильно продвигать юрфирму.

Что нужно знать маркетологам

Юридическим компаниям сейчас важно не только знать о трендах, но и активно ими пользоваться, чтобы быть на одной волне с клиентами, уверена Ирина Минулина, директор по развитию бизнеса в СНГ Melling, Voitishkin & Partners Melling, Voitishkin & Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Уголовное право 1место По выручке на юриста 2место По выручке 2место По количеству юристов Профайл компании Эксперт привела простой пример: юристы должны в первую очередь писать в Telegram, а не звонить. Именно это норма для людей в возрасте от 20 до 45 лет.

Минулина призвала отказаться от формализма при продвижении фирмы. Многие компании пишут на сайте, что они «являются одной из ведущих компаний и их сотрудники обладают богатым опытом». Такие фразы, по мнению эксперта, не могут зацепить клиентов. Она порекомендовала найти сильные стороны свой фирмы и делать упор именно на них. Минулина считает важным коротко и емко преподносить эту информацию. Причем не только на сайте, но и в соцсетях, и в коммерческих предложениях, и в информационных письмах.

Люди сейчас не готовы слушать презентацию 40 минут, смотреть на слайды с мелким шрифтом или читать статью, которая длиннее одной страницы.

Ирина Минулина

Важно вовлекать сотрудников в продвижение компании на рынке. О том, как это лучше делать, рассказала Екатерина Клейменова, основатель LegalBranding. Для начала следует учесть, что за маркетинг отвечают все — начиная с управляющего партнера и заканчивая юристами и HR-менеджером, и они должны четко знать и понимать стратегию своей компании. Что же касается вовлечения, то Клейменова советует учитывать маркетинговые активности при начислении премии. Она рассказала про систему, в создании которой приняла участие. Это так называемый платный маркетинг.

В маркетинговом плане каждому инструменту мы присваивали свой «вес». И юрист или руководитель практики мог выбрать такие активности, которые потом будут учтены в его премировании. Это достаточно серьезно мотивирует заниматься именно тем видом деятельности, который продвигает фирму.

Екатерина Клейменова

Следовать за клиентом

Еще юристам важно следить за потребностями рынка. Так, после 24 февраля бенефициары начали активно переводить бизнес из недружественных юрисдикций. Одной из самых востребованных стран для релокации стали ОАЭ. Элина Собакарь, операционный директор BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 3место По выручке 3место По количеству юристов 9место По выручке на юриста Профайл компании , рассказала, что их компания открыла там офис в партнерстве с местной юрфирмой.

Когда на рынке есть спрос и он будет расти, важно следовать за клиентом. Безусловно, конкурентное преимущество получают те фирмы, которые работают на месте и могут оперативно отвечать на запросы клиентов.

Элина Собакарь

Сейчас в офисе работают 19 специалистов: пять юристов на месте, шесть оказывают услуги удаленно из Москвы, еще восемь — специалисты из арабской юрфирмы. Коллектив оказывает различные услуги: это и помощь в переводе бизнеса, и получения вида на жительство, и открытие счетов.

Юрфирмы могут не только открывать новые офисы в других странах, но и, находясь в России, переориентировать работу своих практик исходя из клиентских запросов. На этом остановилась Алина Тумасова, директор по маркетингу Регионсервис Регионсервис Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Экологическое право группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Санкционное право По ее словам, один из актуальных трендов последнего времени — открытие санкционных направлений. По данным исследования Право.ru, 42% опрошенных юрфирм планируют или уже оказывают услуги по санкционному комплаенсу.


Топ-5 запросов клиентов в 2022 году
  • Консультирование по вопросам санкций и контрсанкций, санкционный комплаенс.
  • Банкротство.
  • M&A и сделки, связанные с выходом иностранных компаний.
  • Релокация бизнеса, миграционные вопросы.
  • Трудовое право.

По данным исследования Право.ru и АБ «S&K Вертикаль»

Меняется не только специфика работы самих юрфирм, в 2022 году трансформировался и юридический маркетинг. Исследование, проведенное совместно с Право.ru, презентовала Мария Мещерякова, директор по маркетингу и PR S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал 3место По выручке на юриста 5место По выручке 22место По количеству юристов Профайл компании 80% опрошенных сообщили об изменении своей маркетинговой стратегии и лишь 20% сейчас следуют ранее намеченному пути.

Как юристам найти партнеров

Мещерякова рассказала об интересной тенденции, которую используют при изменении маркетинговой стратегии. 21% юрфирм признались, что в этом году стали выстраивать партнерства. 

Партнеров можно найти на базе бизнес-клуба, считает Андрей Крупский, управляющий партнер Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Защита персональных данных группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Трудовое и миграционное право 7место По количеству юристов 14место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании Он отметил, что до вступления в клуб нужно его изучить, определить зону своих интересов и какие компании состоят в сообществе. Далее Крупский посоветовал перенастроить себя: быть открытым и настроенным на новые знакомства. При этом в клубе, по его словам, не нужно продавать свои услуги. Достаточно выстроить контакты, и уже потом новый знакомый сам предложит сотрудничество.

Когда возникает вопрос, что сейчас тяжелые времена и непонятно, во что инвестировать, куда вкладывать свои время и деньги, я отвечаю всей команде, что сейчас самая выгодная инвестиция — это общение с людьми, клиентам, инвестиция в создание отношений.

Андрей Крупский

Личные связи играют роль и при поиске инхаус-юристами внешних консультантов, поделилась Юлия Сычева, директор по юридическим и коммерческим вопросам Paramount. По ее словам, при выборе эксперта играет роль не только его компетенции, но и понимание проблемы и корпоративной культуры. Это становится понятно после личного общения.

«Заморозить» соцсети и эмигрировать в Telegram: как продвигать юрфирму по-новому

И Юань, руководитель московского офиса DHH Law Firm призналась, что достаточно сложно найти партнеров в некоторых регионах. По ее словам, трудности возникали с поиском подрядчика на Дальнем Востоке. Зачастую при выборе юристов для сотрудничества они пользуются рейтингом «Право-300». О других способах поиска партнеров в регионах рассказала Евгения Бондаренко, управляющий партнер Юсконсалт Юсконсалт Региональный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) группа Налоговое консультирование и споры По ее словам, лучше руководствоваться рекомендациями коллег, которые уже сотрудничали с этими специалистами и могут их порекомендовать. Также можно обращать внимание на тех, кто выступает на конференциях, готовит комментарии для СМИ или искать эксперта через социальные сети.

Еще можно выстраивать отношения с международными фирмами и ассоциациями. Для налаживания контактов с последними Галина Демехина, пресс-секретарь Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей, порекомендовала отправлять официальные запросы. Это хоть и долгий способ контакта, но он точно даст результат: запрос рассмотрят и точно дадут ответ.

Партнерские отношения могут перерасти в слияния с компаниями из других отраслей консалтинга. Об особенностях такого подхода рассказал Александр Кукуев, старший партнер, руководитель международно-правового направления K&P.Group K&P.Group Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Уголовное право Он обратил внимание, что юрфирма в 2019 году насчитывала порядка 5 партнеров и 30 сотрудников, а сегодня объединяет 25 партнеров и 150 сотрудников. Несколько дней назад фирма объявила о преобразовании и присоединении к группе 5 новых партнеров, в том числе консалтинговой фирмы и аудиторской компании. Кукуев считает важным постоянно поддерживать связь с партнерами и знакомить сотрудников из разных офисов друг с другом.

Мы проводим сессии с партнерами, посвященные тому, как продавать услуги друг друга. Еще собираемся, чтобы познакомить сотрудников. Все 150 человек должны быть знакомы.

Александр Кукуев

Кукуев отметил, что в слиянии есть преимущества, так как группа сможет оказывать больший спектр услуг. Но при этом важно следить за качеством услуг, так как это отражается на имидже всей группы.