Имеющиеся негативные факторы создают отчетливый запрос инвесторов на дополнительную финансовую поддержку проектов ГЧП со стороны государства и на «страхование» публичным партнером отдельных проектных рисков в рамках конкретных проектов, а также запрос регионов на поддержку региональных и муниципальных проектов ГЧП со стороны федерального бюджета. В этих условиях наиболее активная работа ведется по региональным концессионным и иным проектам, которые софинансируются Российской Федерацией (в том числе проекты в сфере городского электрического транспорта, школы, образовательные кампусы, объекты спорта, проекты на Дальнем Востоке), по проектам с участием государственной корпорации «ВЭБ.РФ», которая по ряду направлений выступает также агентом правительства РФ, включая Фабрику проектного финансирования и заключаемые в ее рамках синдицированные кредиты, а также по проектам, где публичная сторона понимает значимость разделения серьезных проектных рисков с инвесторами и готова к качественному структурированию условий проектов с учетом пожеланий инвесторов и кредиторов. В части нашей юридической работы это требует качественной проработки рисков проекта, платежного и компенсационного механизма, учета всех особенностей проекта в документации, обеспечения соответствия документации требованиям финансирующих организаций.
При этом уже не вызывает сомнений, что ГЧП, выступая комплексным механизмом реализации долгосрочных инвестиционных проектов, позволяет обеспечить комфорт и защиту частных инвестиций на протяжении жизненного цикла проекта и поэтому, соответственно, наиболее системный и эффективный инструмент. Пандемийный период показал, что наиболее защищенными оказались те проекты, которые реализуются на основе ГЧП и предусматривают понятные и надлежащим образом урегулированные изначально в соглашениях условия поддержки со стороны государства при наступлении такого рода особых обстоятельств. Это объясняет повышенный интерес к ГЧП со стороны новых инвесторов, в том числе с учетом бюджетных ограничений для госзаказа.
В дополнение к интересу инвесторов, несмотря на сложности текущего периода, ГЧП позволяет и государству привлекать частные инвестиции в инфраструктурную сферу, в том числе в социально значимые отрасли, подтверждая обоюдную выгодность и заинтересованность участников в такого рода сотрудничестве. Запуск подготовки проектов ГЧП в сфере промышленности, IT, сельском хозяйстве, социальной и иных сферах подтверждает антикризисный характер ГЧП в текущих условиях.
Обеспечение качественного и своевременного достижения коммерческого, а далее финансового закрытия по конкретным проектам достигается надлежащим юридическим структурированием проекта на начальном этапе, корректным определением и согласованием ключевых условий реализации проекта на этапе предварительных переговоров, качественной подготовкой юридической документации с учетом особенностей проекта и требований финансирующих организаций, надлежащим сопровождением процесса согласования частной инициативы и документации в рамках финансового закрытия. С учетом нашего опыта работы по трамвайным, автодорожным, медицинским, туристическим и иным проектам в текущем году следует также отменить важность эффективной организации переговоров по согласованию условий между всеми участниками с учетом имеющегося проектного опыта, специфики конкретной отрасли и региона.
Важное значение в юридической подготовке проектов ГЧП имеет и работа с рисками антимонопольного характера и шире — контрольно-надзорного. Претензии контрольно-надзорных органов к отдельным проектам ГЧП имеют широкое информационное распространение и тем самым создают значимый негативный фон и соответствующие последствия для всего рынка. Причины возникающих претензий в ряде случаев объективны: некачественная подготовка или высокая конкуренция по отдельным проектам, опережающие развитие нормативной базы темпы рынка. А в ряде случаев субъективны: разная правоприменительная практика уполномоченных органов, неурегулированные в нормативной базе отдельные аспекты в условиях отсутствия политик в данной сфере. Независимо от причин, такие риски могут реализовываться на всех этапах подготовки и реализации проекта — как до, так и после заключения соглашения. Качественная работа проектной команды юристов по проекту ГЧП позволяет обеспечить максимальное снижение таких рисков на этапе подготовки проекта и эффективное управление ими на этапе реализации.
Многолетний опыт юридической подготовки проектов ГЧП показывает, что в изменяющихся условиях невозможно обеспечить единый и стандартный подход к структурированию проектов в различных секторах несмотря на постоянную работу по типизации документации и отдельных условий реализации проектов. Однако совместная работа лидирующих на рынке практик в сфере инфраструктуры и ГЧП, банковского и финансового права, недвижимости и строительства, судебных споров и арбитража позволяет обеспечить первоклассную подготовку проекта с учетом всех его особенностей и специфики текущего периода на рынке.