Откуда переезжают
Еще в прошлом году российских бизнесменов «попросили на выход» из всех недружественных стран, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Сергей Зуйков. То есть в этих государствах планомерно создаются условия, при которых гражданам РФ вести свои дела там проблематично, объясняет Анастасия Симонова из На практике это выглядит по-разному: в США отказываются работать со стартапами, которые основали россияне, а европейские власти блокируют активы юрлиц, связанных с предпринимателями из РФ.
Санкции ЕС коснулись и юридических услуг, из-за которых невозможно получить консультацию у местных юристов, рассказывает Симонова. По ее словам, с этой проблемой столкнулись западные «дочки» российских юрлиц. Но главная сложность даже не в этом. Бизнесмены из нашей страны по-прежнему могут зарегистрировать компанию в любой точке мира, но открыть для нее расчетный счет во многих юрисдикциях стало нереально, делится Дарья Каменская, старший юрист компании Даже Гонконг под давлением американского регулятора сейчас неохотно заводит счета для компаний с российским следом, предупреждает эксперт.
При этом некоторые банки на Кипре и в Швейцарии все же продолжают оказывать услуги, если бизнесмен из РФ не находится в санкционных списках и отвечает требованиям комплаенса, уверяет юрист Тамара Калиниченко. Спасительным в сложившейся ситуации становится ВНЖ одной из западных стран, который выручит российского инвестора, утверждает партнер Андрей Шпак: «Желательно, чтобы у него еще было местное налоговое резидентство».
Главные трудности
Смена юрисдикции (редомициляция), в отличие от ликвидации и регистрации новой компании, позволяет сохранить наработанную деловую репутацию и активы фирмы, объясняет плюсы такого процесса Калиниченко.
«Переезжающим» компаниям стоит учитывать несколько факторов. Во-первых, в некоторых государствах есть ограничительные меры. После того как Shell решила изменить налоговое резидентство с Нидерландов на Великобританию, голландцы изменили свое законодательство и ввели так называемый налог на выход. Если компания была резидентом этой европейской страны и платила налоги по сниженной ставке, то при «переезде» в другую, не входящую в Евросоюз, фирме придется перечислить государству недоплаченные из-за льгот деньги.
Во-вторых, это достаточно долгий и дорогостоящий процесс. У «Русала», который переезжал с острова Джерси в САР на остров Октябрьский, он растянулся на два года. У «Ленты» этот срок составил на год меньше: сначала корпорации пришлось перерегистрироваться с Британских Виргинских островов на Кипр, а оттуда — уже в Россию. Шпак обращает внимание, что Кипр — одно из немногих европейских государств, чье законодательство относительно свободно позволяет фирмам оттуда перерегистрироваться за пределы ЕС. Именно с этого острова крупные холдинги сейчас активно переезжают в Дубай, говорит Каменская, которая недавно сопровождала такой «переезд».
Процедура непростая, особенно если речь идет о старой кипрской компании, сразу предупреждает она: «Прежде чем кипрский регистратор одобрит редомициляцию, компании надо за каждый налоговый период получить сертификат налоговой очистки (Tax Clearance Certificate)». На практике это означает, что фирме нужно за каждый год (в последнем десятилетнем периоде) успешно пройти налоговую проверку и получить Tax Clearance Certificates: показатели компании за один год чиновники изучают два-три месяца.
В нашем случае кипрская компания была совсем свежей, зарегистрированной в конце 2021 года, поэтому мы с серьезными трудностями не столкнулись. На стороне Дубая процедура была достаточно формальной: пришлось только предоставить набор корпоративных документов.
При этом бизнесу не стоит ориентироваться на поверхностное представление о плюсах других юрисдикций, где законы регулярно меняются. Так, Минфин ОАЭ объявил, что c 1 июня 2023 года вводит корпоративный налог 9% для компаний, ведущих деятельность в этой стране, а в трудовое законодательство добавили требование об определенном проценте местных жителей среди работников фирмы. Недостаточно ориентироваться в федеральном законодательстве — важно изучать правовые нормы, установленные в конкретной свободной экономической зоне, так как они разнятся, объясняет Симонова. Эксперт добавляет, что они часто сталкиваются с ситуацией, когда клиент, изучив устаревшие данные в интернете, убежден, что ему нужно перевезти фирму в конкретную свободную экономическую зону. А на практике оказывается, что под его потребности подходит совсем другая.
Почему стоит перевозить бизнес-структуры в Дубай
ОАЭ — одна из немногих юрисдикций, остающаяся дружественной и доступной для россиян, где одновременно есть относительно эффективная юридическая система, развитая банковская отрасль и низкие налоги, объясняет Шпак преимущества «перевоза» туда бизнеса. По его словам, в других доступных юрисдикциях (Сейшелы, Маврикий и Гонконг) сочетание этих факторов хуже: «Где-то сложно открыть банковский счет, где-то сама по себе банковская система вызывает вопросы, где-то страдает сервис».
В Дубае сейчас огромные возможности для развития передовых отраслей, утверждает Симонова: активно развиваются самые разные сферы — от криптовалют до инвестиций в зеленую экономику. А свободные экономические зоны (СЭЗ) предлагают упрощенный процесс регистрации и налоговые льготы. Подробнее об этом эксперты расскажут на Dubai New Economy Legal Forum, который Право.ru проведет в Дубае 9–10 марта 2023 года.
Основная сложность связана с подбором правильной СЭЗ для регистрации компании. В особенности это касается сложных структур, к примеру холдингов. В этих нюансах сложно разобраться без соответствующих экспертных знаний.
В ОАЭ действует особый режим работы юридических лиц: правоспособность компании привязана к заранее заявленным видам деятельности («лицензиям»). Фирму можно зарегистрировать или на основной территории (mainland), или в одной из свободных экономических зон (free zones). На компании в mainland накладывается меньше ограничений, им легче открыть корпоративный банковский счет и взаимодействовать с внешним миром, объясняет Шпак. Но таким организациям придется платить дополнительный налог и мириться с более сложными корпоративными процедурами.
Для ведения бизнеса нужно учитывать местные деловые обычаи. Они просто не такие, как в РФ или Европе. Найти грамотного подрядчика сложно, разные услуги оказывают много фирм, но компетентных не так много.
Юрлицо во free zone учредить можно быстрее, но надо аккуратно подходить к выбору конкретной зоны с учетом характера деятельности и возможности открытия банковского счета, поясняет Шпак: «Это может занимать до полугода и не гарантирует положительного решения для компании, созданной с нуля собственником без долгой кредитной истории в ОАЭ».
- Льготный налоговый режим (отсутствует большинство видов налога).
- Возможность получить сертификат налогового резидентства.
- Возможность открыть банковский счет (личный, корпоративный).
- Упрощенная система финансовой отчетности.
- Упрощенная таможенная система.
- Отсутствие валютного контроля и ограничений на вывод капитала и прибыли за границу.
- Выстроенные логистические цепочки (в частности, с РФ).
- Отсутствие требования постоянно находиться в стране для сохранения вида на жительство.
- Принятые законы в отношении трастов и фондов, которые позволяют учредить траст или фонд с полностью иностранным (и даже российским) участием.
Источник: Тамара Калиниченко, юрист