Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
15 сентября 2023, 9:08

Флешмобы и лучшие ТГ-каналы: итоги премии Best Law Firm Marketing

Флешмобы и лучшие ТГ-каналы: итоги премии Best Law Firm Marketing
После блокировки популярных соцсетей юрфирмы начали активно создавать телеграм-каналы. Лучшие из них выделили на премии Best Law Firm Marketing. Это первое исследование сильнейших маркетологов юридического рынка в России. Экспертный совет выбрал компании с самым эффективным HR-брендом. Новых сотрудников обучают истории брендов, работникам на младших позициях предлагают лучшие места в офисе, а еще проводят флешмобы для коллектива. О других маркетинговых инструментах лидеров премии рассказываем в материале.

Best Law Firm Marketing — первая национальная премия в области юридического маркетинга. В третий раз Право.ru награждает самые значимые и эффективные маркетинговые проекты на юридическом рынке. В этом году участники представили 149 кейсов. «Нам очень приятно, что с каждым годом поступает все больше заявок», — отметил Алексей Отраднов, коммерческий директор Право.ru на церемонии награждения 14 сентября. 

Лучшие телеграм-каналы

В прошлом году маркетологи столкнулись с новыми вызовами. Один из них — запрет популярных в стране соцсетей и смена фокуса аудитории на другие мессенджеры. В таких условиях многие юрфирмы сфокусировались на ведении телеграм-каналов. Создавали как общие площадки для компаний, так тематические, освещая отдельные практики. Поэтому в Best Law Firm Marketing в этом году появилась новая номинация — «Лучший юридический телеграм-канал». Победителей выбирали в двух категориях: канал фирмы и практики. 

В первой лучшей признали проект ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Природные ресурсы группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право 1место По выручке на юриста 10место По выручке 25место По количеству юристов «ККМП.connect». Реализовывать его команда начала летом 2022 года. На канале создали понятную навигацию, а посты делают максимально удобными для восприятия, например в формате карточек. Создатели постарались сделать уникальные рубрики. Например #их_право, в котором рассказывают о практических аспектах ведения бизнеса в дружественных юрисдикциях, или #студенческая_пятница, где отвечают на вопросы студентов юрфаков. На новогодних каникулах команда не хотела оставлять подписчиков без контента, поэтому запустила рубрику #ёлкиККМП. В ней публиковали фотографии украшенных елок сотрудников. Канал приносит плоды и самой компании. Так, все открытые в этом году вакансии закрыли благодаря телеграм-каналу.

Лучшим каналом практики стал PG Ecology, который запустила юрфирма Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Частный капитал Площадка посвящена экологическому праву. Эксперты рассказывают об изменениях законодательства и разбирают самые интересные споры в этой сфере. PG Ecology — крупнейший по количеству подписчиков специализированный телеграм-каналом по эколого-правовой тематике, который ведет юрфирма. Второе место заняла Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании с каналом «Налоги и Таможня». На нем выходят четыре-шесть профильных постов в неделю. Бронзу получил АНП ЗЕНИТ АНП ЗЕНИТ Региональный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры группа Недвижимость, земля, строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право 1место По выручке 1место По количеству юристов Профайл компании , который тоже запустил телеграм-канал в области налогового права — «НалогPRO».

 

Уютный офис и обучение сотрудников

Еще одна новая номинация связана с построением HR-бренда. Первое место заняло Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Энергетика 1место По выручке 1место По количеству юристов 5место По выручке на юриста Профайл компании На суд жюри заместитель директора по связям с общественностью Наталья Никулина представила семь способов нематериальной мотивации для повышения вовлеченности сотрудников. В них входят спортивные активности, бюро регулярно поддерживает внешние и реализует самостоятельные проекты в области здорового образа жизни. Еще в юрфирме реализуют программу обучения и развития персонала. Не менее важна и организация приятного и грамотно спланированного рабочего пространства. В 2019 году коллектив переехал в новый офис. 

Одни из лучших мест в опенспейс с лучшим видом предлагают младшим сотрудникам. Таким образом бюро показывает лояльность к сотрудникам и их значимость. Компания создает все условия для того, чтобы сотрудники приходили в офис и им было там комфортно.

Наталья Никулина

Также в бюро часто проводят неформальные мероприятия для сотрудников, среди них книжный клуб и киноклубы. Коллег радуют разными здоровыми перекусами по пятницам, мороженым — в летние жаркие дни, устраивают флешмобы и фотозоны к профессиональным праздникам. В SEAMLESS Legal (SL Legal) SEAMLESS Legal (SL Legal) Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Страховое право группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Частный капитал 9место По выручке на юриста 12место По выручке 15место По количеству юристов считают, что коллеги — главные бренд-амбассадоры. Поэтому одно из направлений HR-бренда заключается в том, чтобы сотрудники на всех уровнях могли рассказать о фирме. Для этого для новых работников организуют знакомство с брендом. На встречах рассказывают об истории создания компании, ценностях команды. Такой подход помог SEAMLESS Legal получить второе место в номинации.

Третье место отдали Томашевская и партнеры Томашевская и партнеры Федеральный рейтинг. группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Рынки капиталов группа Трудовое и миграционное право группа Антимонопольное право Компания развивает как внешний, так и внутренний HR-бренд. Так, команда занимается проектами pro bono, активно присутствует в прессе и соцсетях. Это развивает внешний бренд. Внутренний — это работа с коллективом: предоставление гибридного графика, создание топового офиса, обучение сотрудников. 

Атмосфера и ценности: зачем и как выстраивать корпоративную культуру юрфирме

Уже традиционно в премии отмечают и тех, кого можно назвать «Рейтинговым гуру». Эту номинацию также разделили на несколько блоков. Лучших выбирали в ньюльфах, рульфах и бутиковых фирмах. Рейтинги очень важны для стратегии фирмы, отмечает Светлана Демичева, руководитель по маркетингу и связям с общественностью Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании По ее словам, подготовка для подачи заявок ведется круглый год и в этом задействованы все сотрудники. Юристы помогают определить самые значимые проекты, которые стоит выдвинуть в номинации. Маркетологи готовят заявки и презентуют кейсы. Демичева заняла первое место в номинации «Рейтинговый гуру в ньюльфе». Другие победители представлены в графике. 

Выйти на международный рынок и создать чат-бота

В третьей новой номинации — «Продвижение международных проектов» — оказался только один победитель. Директор департамента конференций и маркетинга Право.ru Анна Федорова объяснила, что от участников поступили и другие заявки. Но Uppercase.Group по баллам оказался с отрывом впереди. В 2021 году K&P.Group K&P.Group Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Уголовное право и Uppercase.Group заключили соглашение о сотрудничестве, после этого старший партнер K&P.Group Александр Кукуев начал развивать Uppercase.Group в ОАЭ и Казахстане. Для этого коллектив изучил мировые тренды, а потом разработал стратегию развития и дорожную карту с учетом местной специфики. Создали современные сайты для этих стран, начали вести корпоративные соцсети, давать комментарии местным деловым СМИ, выступать на конференциях ОАЭ и Казахстана, проводить собственные бизнес-завтраки для клиентов.

Личный бренд: зачем и как его развивать юристам

В номинации «Бизнес-челлендж» отметили проекты по построению партнерской сети и коллаборации с другими юрфирмами. Первое место заняло адвокатское бюро BFL | АБ «Китсинг и партнеры» BFL | АБ «Китсинг и партнеры» Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Уголовное право за разработку чат-бота. Цифровой помощник проверяет деятельность компании на наличие уголовных рисков. Делает он это с помощью тестирования. Еще бот предлагает пользователям ознакомиться с инструкциями, например, о том, как подготовиться к обыску.

Лучших выбрали и в других направлениях. Среди них — «Построение личного бренда юриста», «Нативный контент», «Благотворительность» и «Спонсорство». В последней золото взяла юрфирма «АНП Зенит». Вместе с Право.ru компания организовывала международный юрфорум Kazan Legal Week. О том, как прошло мероприятие, мы рассказывали в репортажах «Санкционные риски и тренды M&A: как прошла Kazan Legal Week — 2023» и «Актуальная практика и местный колорит: чем запомнится Kazan Legal Week — 2023»

Лучшие сайты

Уже по традиции на премии отмечают сайты юрфирм. Дизайн сайта BIRCH BIRCH Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Энергетика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Санкционное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право группа Финансовое/Банковское право Профайл компании признали лучшим, а официальную страницу МЭФ LEGAL МЭФ LEGAL Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Антимонопольное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Международный арбитраж 16место По выручке на юриста 16место По количеству юристов 22место По выручке Профайл компании назвали самой эффективной. Площадку создавали в 2022 году. Она стала одним из ключевых элементов маркетинговой стратегии, вокруг которой формируется бренд компании в сети и внешнем мире. За год фирма смогла увеличить число посетителей, и почти наполовину возросло время, которое пользователи проводят на страничке.

Гран-при получил сайт Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании Фирма создала новый портал после выхода российских офисов из международной группы Dentons и вывода нового бренда на рынок. Демичева отметила, что сайт пришлось делать параллельно с ребрендингом: «Это был сложный проект, но мы сами очень довольны результатом».

Как проводили исследование

Участники премии подавали заявки для участия до 9 июля. Маркетологи заполняли анкету и готовили презентацию проекта. После этого кейсы оценивали в два этапа: сначала организаторы делали предварительный обзор проектов и проверяли, соответствует ли он заявленной номинации. После этого оценивал экспертный совет. Он состоял из представителей крупных маркетинговых агентств, журналистов и инхаус-юристов. Экспертов премии разделили на блоки для оценки проектов. Они анализировали те аспекты, которые относятся к зоне их профессиональной компетенции. При этом члены совета не могли выбирать номинации с аффилированными проектами. Голосование длилось почти месяц — с 1 по 20 августа.