Почти все проблемы клиентов этого года — это следствие тех радикальных изменений, которые произошли в 2022-м, рассказывает партнер практики частных клиентов и руководитель практики Pro Bono АБ Татьяна Микони. Большинство запросов клиентов крутятся вокруг всего, что связано с санкциями и контрсанкциями, валютными и налоговыми ограничениями, добавляет управляющий партнер Эльмира Кондратьева. Это подтверждают и последние данные рейтинга «Право-300»: юрфирмы все чаще занимаются санкциями и хотят подтвердить свои экспертные знания в этих вопросах. Аналитики получили на 77% больше заявок от компаний в этой номинации, чем годом ранее.
«Большой объем запросов был связан с разнообразными вопросами по разблокировке финансовых активов, о применении санкций и санкционных режимов, о получении разрешений правительственной комиссии и сопровождении сделок M&A», — подтверждает партнер КА Денис Юров. Но даже если запрос клиента напрямую этих вопросов не касаются, они все равно возникают в процессе работы над его кейсом, продолжает Кондратьева.
Трансграничные процессы
Один из популярных запросов 2023-го касается сопровождения сделок по перемещению бизнеса. «Часто вопросы были обусловлены произошедшей в 2022 году передислокацией бизнеса и, как следствие, необходимостью структурировать работу на новом месте и завершить работу старых компаний с минимальными потерями», — подтверждает Микони.
При этом запрос есть не только на то, чтобы уйти из России, но и на переезд бизнеса с российскими корнями. «Все чаще к нам обращаются клиенты, которые сталкиваются с необходимостью менять прежние структуры владения и ведения бизнеса», — говорит Игорь Кузнец, партнер мультисемейного офиса Это связано с тем, что привычные юрисдикции холдинговых структур стали недружественными. Это повлекло за собой необходимость редомицилировать бизнес и осваивать зачастую новые, дружественные юрисдикции. Но компании адаптируются к изменениям, и на смену привычным, но не работающим юрисдикциям довольно быстро пришли новые игроки и новые инструменты, отметил Кузнец.
Фирмы переезжают и на территорию РФ. «Мы видим запрос на структурирование бизнеса с учетом изменения налогового законодательства. При этом в ряде случаев клиенты просят помощи в проведении процедуры «редомициляции» и о последующем сопровождении в части налогов вновь созданных структур», — отмечает партнер Михаил Бегунов.
Управляющий партнер Артур Рохлин обращает внимание на появление к концу года запроса на открытие российских представительств зарубежных компаний.
К концу года чаще стали появляться вопросы по открытию представительства и регистрации ООО в России иностранным лицом.
С оценкой коллег согласен и партнер Александр Ерасов. «Многих клиентов интересуют такие вопросы, как новые структуры владения, изменение страны «прописки» и редомициляция, смена собственников бизнеса и сопровождение сопутствующих сделок», — комментирует он.
«Переезжают» не только сами фирмы, но и их сотрудники. Отсюда у клиентов возникают запросы по трудовому праву. Они связаны с необходимостью правильного оформления отношений с релоцировавшимися сотрудниками, отмечает Микони.
Помощь с налогами
Высокой популярностью пользуются и услуги налоговых консультантов. Одним из драйверов роста в этом направлении стали уголовные дела против блогеров. Весной налоговые проверки инфлюенсеров с большим числом подписчиков привели к нескольким громким уголовным делам: против Валерии Чекалиной и ее мужа, Александры Митрошиной, Елены Блиновской и других. Юристов просят объяснить, как правильно организовать бизнес в интернете, не нарушить закон, не получить штраф и не стать фигурантом уголовного дела. «В этом году налоговая служба активно взялась за блогеров, а мы начали предоставлять правовую поддержку и этой категории налогоплательщиков», — подтверждает управляющий партнер Сергей Пепеляев. «Клиенты стремились максимально обезопасить себя от налоговых рисков. Серия громких дел о привлечении к ответственности за неуплату налогов многих заставила еще больше задуматься о том, насколько правильно выстроен их бизнес с точки зрения налогообложения», — подтверждает Микони.
ФНС и суды активно обеспечивают работой нашу налоговую практику: клиенты не знают, как толковать инициативы законодателя и как не стать очередной жертвой доначислений.
Кроме того, с появлением с 1 января 2023 года единого налогового платежа, а вместе с ним и единого налогового счета клиенты стали часто консультироваться по нюансам уплаты налогов по новым правилам, отметил Микони.
Комплексный обед из всех юридических блюд
Рохлин отметил рост количества запросов к его компании в 2023 году примерно на 10–15%. Кондратьева же рассказала о «грандиозном» увеличении количества поручений. Юрист объясняет это несколькими причинами. Одна из них — у клиентов есть большие средства, которые они готовы тратить на суды. Также, по словам Кондратьевой, все понимают, что сейчас время перемен, и многие боятся упускать возможности, которые среди прочего реализуются через суды. «Есть ощущение, что если не «лихие 90-е», то что-то наподобие возвращается», — рассказывает юрист. Появляются те, кто пытается в условиях сложного регулирования незаконно добраться до чужих активов.
«Изменился юридический рынок. Это почувствовали и мы, в , и многие наши партнеры и конкуренты», — отметил Артем Синев, старший консультант корпоративной практики юрфирмы. По его словам, в секторе M&A набиравшие в прошлом популярность VC-сделки (в сфере венчурного капитала) пошли на спад. Их заменили реструктуризации групп компаний с участием иностранных лиц и MBO-сделки (покупка доли компании собственным менеджментом). Так, Hitachi Energy продала российский бизнес местному руководству. Компания решила, что это «лучший вариант для сотрудников и клиентов в России». Производитель офисной техники Xerox также покинул отечественный рынок, оставив местный бизнес топ-менеджменту.
В таких условиях многим юристам, занимающимся корпоративным правом, пришлось повышать квалификацию в смежных сферах: в частности, в валютном регулировании и комплаенсе, отмечает Синев. Подстраиваться под новые запросы клиентов пришлось и экспертам в других отраслях.
В 2023 году компании чаще стали обращаться за комплексным консалтингом на стыке налогового, валютного, таможенного и санкционного законодательства.
По конкретным видам судебных споров Кондратьева отмечает рост в делах о договорах подряда. Традиционно стройка не укладывалась в договорные сроки, но сейчас появился дополнительный фактор: иностранные подрядчики и поставщики оборудования лишаются возможности продолжать сотрудничество, а дальше по принципу домино рушится вся схема «субподрядчик — подрядчик — заказчик — его банк», объясняет юрист. «Если у сторон хватает ресурса и мудрости, все приходят к соглашению на измененных условиях продолжать проекты. Но часто все скатывается в комплексы судов и незавершенные стройки», — продолжает Кондратьева.
Еще один отмечаемый экспертом тренд — банки чаще уходят в судебные споры по проблемным активам: «Раньше как-то пытались найти способы урегулировать задолженность, сейчас не тратят на это время, чтобы быстрее реализовать непрофильный актив и закрыть дыру в бюджете».
На фоне продолжающихся боевых действий на Украине и изменения призывного законодательства в начале года новую актуальность приобрели вопросы о правильном ведении воинского учета в компаниях, рассказывает Микони. Пепеляев фиксирует рост запросов в области фармацевтики и здравоохранения, причем как от российских компаний, так и от международных. А у экологической практики его компании работы стало больше из-за реформирования системы расширенной ответственности производителей и импортеров, предусматривающей выполнение нормативов утилизации отходов.
Видим рост запросов, сопряженных с банкротствами компаний и персональной ответственностью, а также вопросами переноса разбирательств из иностранных судов и арбитражей в Россию и связанных с этим обеспечительными мерами российских и иностранных судов.
«Всё, везде и сразу — примерно так я бы оценил запросы бизнеса сегодня», — рассказывает партнер практики недвижимости и строительства Рустам Алиев. Будь то выходы из российского бизнеса, приобретения активов уходящих компаний, санкционный комплаенс или построение бизнес-процессов в новых реалиях, поиск новых рынков и партнеров. Нужно уметь отвечать на все потребности бизнеса сразу, и, разумеется, здесь выигрывают большие мультисервисные юридические фирмы, уверен юрист.
В целом турбулентные времена всегда увеличивают спрос на правовую поддержку бизнеса, уверен Пепеляев. «Хочется верить, что в следующем году мы будем больше работать над развитием и расширением бизнеса наших клиентов, а не над его спасением», — заключает он.