Если осознанно управлять карьерой, можно не только покорять профессиональные вершины, но и наслаждаться работой. Поскольку в университетах юристов не учат карьерному менеджменту, им порой сложно понять, как развиваться в этом бизнесе. Чтобы упростить эту задачу, команда площадки We Talk Pro, которую основали Ксения Даньшина, экс-консультант BCLP и CMS, Ирина Шурмина, консультант в сфере IP, цифрового и рекламного права, и Татьяна Свиридова, старший юрист практики разрешения споров , провела исследование. В телеграм-канале Soft Law Community они опросили представителей профессионального сообщества и провели интервью с руководителями юрдепов, партнерами юрфирм, HR и рекрутерами. Авторы пообщались с представителями ведущих консалтинговых фирм и крупных инхаус-компаний, среди которых «Яндекс», «Авито», Flowwow и другие.
Эксперты юрбизнеса поделились опытом, чтобы «помочь соискателям составить сильное резюме и устроиться на работу мечты, а работодателям — быстрее найти идеальных кандидатов». Так сформулирована миссия исследования. Далее расскажем о наиболее интересных выводах.
Работодатели оценивают опыт работы и навыки соискателя, но смотрят и на другие детали. Например, заботился ли кандидат о человеке, который будет читать его резюме, говорит Елена Галкина, руководитель юротдела SuperJob. «Хочет ли он, чтобы мне было приятно читать, хочет ли он мне понравиться своим резюме», — объясняет эксперт. Необходимо, чтобы за письмом было видно личность, ее знания и энтузиазм, подчеркивает Евгений Орешин, партнер практики разрешения споров
Еще важно, чтобы резюме отражало отношение к работе и ценности соискателя.
Резюме — это ваше коммерческое предложение.
Кандидат продает свои услуги — знания и опыт — работодателю. Последний же платит ему вознаграждение. Это можно сравнить с тем, как консалтинговая компания продает услуги клиентам.
Перед обновлением резюме стоит посмотреть на себя как на проект, который вы хотите предложить рынку, рекомендуют эксперты.
Сопроводительное письмо — это краткое описание текущей роли и мотивации работать в конкретной компании. К нему и прикладывают резюме. Большинство респондентов считает такие письма необязательными, но с оговоркой, что это важно для выбора кандидата.
Хотя в России не сложилась культура сопроводительных писем, с их помощью соискатель может привлечь внимание работодателя. Письмо можно оформить в отдельный документ или приложить при отправке резюме. Важно, чтобы оно было вежливым и структурированным: приветствие, представление, содержательная часть, прощание.
Топ‐5 сведений, которые нужно описать в сопроводительном письме:
- мотивация работать в конкретной команде;
- указание знаний и достижений по теме вакансии;
- рассказ об опыте работы и предыдущих местах — наиболее релевантные проекты;
- описание soft skills («мягких» навыков);
- причины увольнения с предыдущего или текущего места работы. С точки зрения авторов исследования, конкретные причины уточнять не стоит, как и жаловаться на предыдущего работодателя. Лучше сосредоточится на том, какую пользу вы принесете новой фирме.
На первичный просмотр резюме уходит десять секунд. Мозг перестает воспринимать шаблоны, потому важно зацепить работодателя с первых строк сопроводительного письма или резюме.
Необходимо менять резюме под конкретную компанию, специализацию и даже под адресата, если он известен.
Адресный текст без шаблонных фраз показывает, что соискатель хочет работать в конкретной компании, объясняет Татьяна Войтас, директор департамента правового сопровождения продуктов, технологий и данных Авито.
Сделать резюме уникальным можно таким образом:
- Адаптируйте резюме под описание задач из вакансии. В списке обязанностей стоит в первую очередь указать наиболее интересные работодателю. Также следует упомянуть релевантные проекты. Текст из вакансии копировать не надо. Важно описать задачи по-своему, применительно к вашему опыту.
- Выделите интерес к конкретной компании, команде или членам команды. Например, можно обозначить, что у вас похожие ценности, и подтвердить это примерами.
Важно, чтобы все это было искренне.
Есть несколько показательных моментов в оформлении и отправке резюме, которые порой можно упустить.
В их числе почта, с которой вы направляете файл. Стоит создать формальную почту с указанием имени (или инициалов) и фамилии для деловой переписки.
Другой важный момент — формат, в котором вы направляете резюме. Наиболее предпочтительный вариант — pdf. Он позволяет сохранить шрифты и форматирование. У большинства документ откроется одинаково и на компьютере, и на телефоне. Также становятся популярны новые форматы. Например, резюме в Notion. Это приложение с функциями текстового редактора и агрегатора баз данных. При этом уместный формат следует определять в каждом конкретном случае. Скачивать резюме с Head Hunter или Superjob не рекомендуют. Нетиповое резюме с гораздо большей вероятностью зацепит работодателя.
Также большинству респондентов важна фотография в резюме. Она должна быть деловой, профессиональной и актуальной.
Еще один аспект — орфография и пунктуация. С их помощью выстраивается имидж юриста. Только 22% респондентов готовы проигнорировать этот показатель, если кандидат их устраивает. Прежде чем отправлять письмо с резюме, следует внимательно его проверить на ошибки и опечатки.
От этого фактора зависит, пригласят ли соискателя на собеседование. Такого мнения придерживается большинство респондентов. В идеале резюме должно занимать одну-две страницы. Важно, чтобы его было удобно читать, отмечает Ксения Андреева, партнер, руководитель практики по интеллектуальной собственности, медиа и технологий Morgan Lewis
Надо составить резюме так, чтобы работодатель с легкостью в нем ориентировался. Структура может быть такой:
- Фотография.
- Имя и фамилия, актуальные контакты для связи: номер телефона, адрес электронной почты.
- Формат работы, если интересует удаленная работа или особый график.
- Обо мне — здесь стоит написать краткое описание своих основных функций, сильных сторон и достижений.
- Опыт работы от нового к старому.
- Публикации и выступления со ссылками, если они есть.
- Образование, в том числе и дополнительное.
- Иностранные языки.
- Опционально можно указать дополнительные навыки, IT-инструменты и иные интересы.
При оформлении нужно убрать двойные пробелы, сделать единообразное выравнивание, одинаковые отступы, разделить на абзацы из двух-трех предложений. Также необходимо писать короткие и понятные предложения, без канцеляризмов и загадочных аббревиатур. Задачи и достижения нужно сгруппировывать по смыслу.
Работодателям важно, чтобы в данных об опыте работы были:
✅ ключевые направления деятельности на текущем и прошлых местах работы;
✅ примеры конкретных достижений;
✅ примеры конкретных проектов;
✅ количество лет на каждом месте работы.
Структурировать этот раздел стоит так: период, место работы, должность, задачи, достижения. Рассказывать о местах работы надо от более нового к более позднему.
Когда будете описывать проекты, применяйте активный залог — «Я сделал(а)». Еще стоит использовать глаголы достижений: «добился», «реализовал», «выстроил», «оптимизировал».
Выявить достижения можно с помощью модели STAR: ситуация (situation), задача (task), действие (action) и результат (result). Например, согласование договора занимает две недели (ситуация). Этот срок надо уменьшить (задача). Вы провели переговоры со всеми участниками, выявили, что мешает (действие). Затем вы предложили новый порядок взаимодействия (его надо описать), и в итоге срок согласования сократили до одной недели (результат). Респонденты рассказали, что обратили бы внимание на подобные результаты:
- юрист выиграл дело в Верховном суде;
- взыскал с компании 5 млрд руб.;
- автоматизировал учет товарных знаков;
- внедрил систему согласования переговоров;
- сократил сроки согласования договоров, предложив новую систему взаимодействия между сотрудниками.
Если же специалист молодой, смотрят на оформление первичного опыта: олимпиады, тренинги, курсы, объясняет Андрей Корельский, партнер
Это и правда вызывает вопросы. «Часто» значит раньше, чем через полтора года работы. Кто меняет фирмы раз в год — не проживает определенный цикл в компании, объясняет Ольга Одинцова, партнер
Любая компания — это сложная структура, нужно время, чтобы понять, как она устроена.
В предпочитают кандидатов, которые долго работают на одном месте. Это говорит об их стрессоустойчивости, лояльности и ценности для компании, рассказывает Юлия Анисимова, директор по персоналу фирмы.
Обычно из резюме непонятно, почему кандидат часто менял работу. В одном случае он мог не ладить с командой, плохо выполнять обязанности, и по итогу его уволили. Другое дело, если ожидания от работы не совпали с реальностью. Если причина частных смен понятная и объяснимая, работодатели относятся к этому нормально. Важно подготовиться к тому, чтобы вы смогли объяснить ее HR, рекрутерам и работодателям.
Работодателям в целом не очень важно, чтобы такие навыки указывали в резюме. Возможно, это происходит из-за того, что многие фразы теряют смысл из-за их частого употребления, полагают авторы исследования.
Почти 40% респондентов отметили, что все проверяется на практике. Если же в резюме указаны «мягкие» навыки, важно подкреплять их конкретными примерами и не использовать шаблонные фразы. Например, впечатлить может такое: «Знаю, как успевать почти все. Успешно работаю в режиме ежедневных судебных заседаний (в том числе в разных городах), параллельно развивая свой бизнес».
В топ-5 «мягких» навыков входят коммуникативные, самостоятельность, многозадачность, аналитическое мышление и внимание к деталям.
И да и нет. Если речь о молодом специалисте, то вуз важен. Когда же за плечами у кандидата более пяти лет опыта, то образование не так значимо.
В резюме ты сразу смотришь, какой профессиональный путь человек прошел: Благовещенский государственный университет, тысяча олимпиад и дипломов, перебрался в Москву, жил на вокзалах и добрался до нашей компании. Ты видишь, что человек очень мотивирован.
Известный университет, например Московский госуниверситет, Высшая школа экономики, Московский госинститут международных отношений, может повлиять на решение, звать ли кандидата на собеседование. Но в итоге все зависит от его мотивации и личностного потенциала.
В нем также стоит указывать дополнительное образование. Это демонстрирует стремление развиваться. Для юристов релевантно допобразование в сферах навыка ведения переговоров, юридического дизайна, ораторского мастерства, финансовой грамотности и психологии.
О хобби можно рассказать, если они помогают подсветить важные для работы качества кандидата. Например, интерес к спорту говорит о целеустремленности и дисциплинированности.
Еще один раздел — иностранные языки. Лучше указывать все, которыми вы владеете, независимо от уровня. Те, что вы учили давно и не помните, указывать не стоит. Описывая уровень, следует использовать общепринятый формат: A1–C2 либо Intermediate / Upper Intermediate / Advanced. Если есть сертификат, подтверждающий уровень владения языком, можно также указать результат теста. Например, IELTS 8/9, TOEFL 100/120.
Многие обращают на это внимание, но приглашают и тех кандидатов, кто не указал ожидаемую сумму вознаграждения. Обозначать размер зарплаты на этапе резюме может быть несвоевременно. Потенциальному сотруднику пока могут быть неясны объем и задачи. Сначала стоит понять, что предстоит делать и в каком количестве, пообщаться с работодателем. И только потом уже говорить о размере зарплаты.