Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
19 сентября 2024, 16:53

Интерактивные форматы и HR-бренд: что обсудили на конференции по юрмаркетингу

Интерактивные форматы и HR-бренд: что обсудили на конференции по юрмаркетингу
Сейчас есть много инструментов для продвижения юрфирмы. Можно устроить целый спектакль, смоделировав обыск в офисе фирмы, чтобы показать бенефициару бизнеса болевые точки на его предприятии. Специалисты по видеопродакшену создадут с помощью нейросетей мультфильм о работе юристов, а необычное клиентское мероприятие повысит лояльность доверителей компании. Об этом эксперты рассказали на конференции Право.ru «Маркетинг юрфирмы 18 PRO MAX». А еще поговорили о том, как маркетинговые ходы помогают сделать успешным новый офис юркомпании за границей и почему так важно формировать HR-бренд.

Каждая юрфирма — это коллектив специалистов с разными характерами, вкусами и жизненными ценностями. Чтобы сформировать из таких людей гармоничную успешную команду, нужно учить их правильно взаимодействовать друг с другом и грамотно мотивировать. Об этом говорила Жанна Томашевская, управляющий партнер Томашевская и партнеры Томашевская и партнеры Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право Она провела аналогию с баскетбольным клубом, где к каждому игроку тренер должен найти свой подход, чтобы раскрыть его.

Докладчик переложила теорию племенных культур известного баскетбольного наставника Фила Джексона на российский юррынок. Большинство компаний начинают свой путь с «зависимой культуры», то есть юрфирмы сильно полагаются на старших партнеров в плане руководства. Конкуренция в таких коллективах минимальна, так как младший персонал ждет указаний начальства вместо того, чтобы проявлять хоть какую-нибудь инициативу. 

Для многих фирм выглядит идеалом «коллаборативная культура», в которой конкуренция внутри рассматривается как способ улучшения общей эффективности и большое внимание уделяется обмену знаниями и ресурсами для достижения общих целей. Правда, при «коллаборации» зачастую происходит недооценка внешних конкурентов и даже клиентов, предупредила Томашевская. То есть команда воспринимает себя как лучших специалистов и не склонна оценивать собственную работу критично. С учетом такого аспекта высший уровень развития компании — работа в «культуре преобразований», когда конкуренция рассматривается как катализатор роста. Фирмы здесь конкурируют не только друг с другом, но и с меняющейся правовой средой, постоянно адаптируя и трансформируя свои практики.

Я за разумную и взаимовыгодную коллаборацию с другими игроками на юррынке. Мы никогда не говорим о конкурентах плохо.

Жанна Томашевская, управляющий партнер Томашевская и партнеры Томашевская и партнеры Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право

Как грамотно продвинуть юрфирму

На конференции много обсуждали разные методы продвижения бренда юрфирмы. В первую очередь можно использовать непрофильные каналы, например организовать бизнес-сообщество по интересам. Елизавета Петрова, глава маркетинга и развития бизнеса BALAYAN | GROUP BALAYAN | GROUP Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) , рассказала о проекте Balayan Run. Совместные тренировки по бегу у них сформировали полноценное комьюнити. Докладчик отметила, что подобный проект решает сразу несколько задач: создает удобный формат нетворкинга, повышает узнаваемость бренда и лояльность клиентов. Петрова подчеркнула, что при организации таких инициатив крайне важно сдерживать обещания, которые даешь аудитории. Иначе можно потерять даже старых клиентов, чьи ожидания от участия в комьюнити не оправдались. 

Еще один вариант — устраивать необычные клиентские мероприятия, через которые удобно транслировать ценности юрфирмы. Яна Такмазис, директор по маркетингу Восход, обратила внимание на то, как важно установить эмоциональную связь с клиентами компании. Это помогает сделать доверителей лояльнее к бренду. По ее мнению, при организации мероприятий не стоит привязываться к общим датам вроде Нового года или Дня юриста. Лучше устраивать встречи в свои даты, которые по тем или иным причинам важны для фирмы и ее клиентов. Такмазис сделала акцент и на уместности тех же праздников в текущий непростой период: «Мы собираемся не просто для того, чтобы повеселиться, а хотим вместе с клиентами опереться на общие ценности, найти точки поддержки». 

Красивая упаковка экспертного контента — еще один пока малооцененный путь на российском юррынке. О нем на примере своих проектов для юрфирм рассказали лидеры агентства «Партизаны» Церен Савгуров и Михаил Прудинский. Более того, они для участников конференции провели мастер-класс по этой теме. 

Савгуров сделал акцент на том, как важно юрфирме найти свою отличительную идею, так называемую фишку. Если ее удастся обнаружить, то стиль вас сам найдет, подчеркнул он. Вместе с тем он посоветовал придерживаться той стилистики, которая либо создаст контраст с идеей либо очень хорошо дополнит ее. При этом ни в коем случае не нужно экономить на качестве реализации найденной фишки. 

Одним из ярких совместных проектов компании ЮрТехКонсалт ЮрТехКонсалт Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании и редакции Право.ru стала игра, созданная по мотивам книги «Правила банкротной безопасности. Руководство для собственников и топ-менеджеров компаний» под редакцией управляющего партнёра Алексея Николаева, разработанная агентством «Партизаны» по идее маркетолога ЮрТехконсалта Натальи Родивиловой.

Что еще привлекает клиентов? Интерактивные форматы. Они уместны, даже если речь идет об уголовно-правовой отрасли. Старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Денис Саушкин отметил, что один из таких инструментов — интервьюирование руководства и сотрудников на территории заказчика. Это необходимо, чтобы понять болевые точки бизнеса. Далее уже готовится кастомизированная игра о выявленных проблемах и потенциальных уголовных рисках. Финальный этап интерактивного формата — игровой допрос на территории заказчика.

Такой формат помогает ярко показать бенефициарам бизнеса наш подход к решению проблем, который заключается в реальном желании помочь, а не заработать на них. Вопрос очеловечивания наших услуг очень важен, так как лучше всего продается забота о клиенте.

Денис Саушкин, старший партнер Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании

С учетом менталитета нашего общества в ближайшее время никакие новые технологии не заменят ценность личных отношений. Они продолжают превалировать над профессиональными, заметил партнер BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Уголовное право 3место По выручке 3место По количеству юристов 9место По выручке на юриста Профайл компании Владимир Ефремов. По его словам, «это скорее наша особенность, а не проблема». Эксперт считает, что крайне важно публично подсвечивать собственные хобби, так как личностное раскрытие добавляет изюминку, которая располагает к себе аудиторию. Правда, проявление здоровой надменности тоже иногда бывает полезно, чтобы фильтровать круг общения. Соглашаясь с ним, Саушкин обратил внимание на то, как важно не потерять личные границы при выстраивании собственного бренда.

Многие перечисленные инструменты пригодятся, когда речь зайдет о продвижении нового офиса юрфирмы за границей. Екатерина Мармалюк, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право , рассказала о том, как их юристы выходили на рынок ОАЭ. За прошедшие полтора года дубайская команда этой юрфирмы получила лицензии на оказание юруслуг там, переехала в престижный офис и привлекла более сотни проектов. В честь первого дня рождения офиса PGP Tax Consultancy даже создали мультипликационный ролик о пути развития офиса на рынке ОАЭ. Мультфильм сделали с помощью искусственного интеллекта, сюжет основан на реальных событиях, а герои списаны с реальных сотрудников.

Вообще же, за довольно короткий период Мармалюк и компании пришлось выстроить огромную маркетинговую стратегию, которая включила в себя и анализ сильных и слабых сторон фирмы, и широкий пул каналов продвижения, и внедрение воронки с четким отслеживанием эффективности работы. 

Мы подготовили более 20 углубленных исследований и case studies по налоговому законодательству ОАЭ на английском языке, разместив их у себя на сайте и в LinkedIn. Эти материалы пользуются большим спросом и стали лид-магнитом для клиентов.

Екатерина Мармалюк, директор по маркетингу и развитию бизнеса в Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право

Создаем HR-бренд правильно

Одна из самых болезненных тем для юррынка сегодня — нехватка кадров. В недавнем опросе читатели Право.ru признали проблему кадрового голода в юридической сфере. Почти половина респондентов отмечает, что найти юриста стало сложнее. Особенно остро стоит вопрос с высококвалифицированными специалистами. Около трети опрошенных подчеркивают, что именно сильных юристов стало труднее привлечь в команду или проект. 

С учетом подобных тенденций совсем неудивительно, что у 75% российских юрфирм есть HR-стратегия и столько же примерно развивают собственный HR-бренд. Такие цифры из совместного исследования Право.ru и Регионсервис Регионсервис Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Экологическое право группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Санкционное право привела директор по стратегическому развитию этой юрфирмы Алина Тумасова (совместно с ней аналитику собирала Анастасия Данилевская, старший менеджер по маркетингу и коммуникациямРегионсервис Регионсервис Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Экологическое право группа АПК и сельское хозяйство группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал группа Санкционное право Вместе с тем лишь около 15% компаний готовы тратить на продвижение собственного HR-бренда более 200 000 руб. ежемесячно. 

Правдивость результатов исследования подтвердилась и тезисами из выступления других докладчиков на мероприятии. Виктория Борткевича, партнер Better Chance Better Chance Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства Профайл компании , сказала, что фактически HR-бренд юрфирмы развивают редко, обычно делая ставку на продвижение узнаваемости компании в целом. Из других трендов она обратила внимание на частый выбор молодежи в пользу госкомпаний. Борткевича пояснила, что вакантных мест в консалтинге не так много и конкуренция в этой нише на старте карьеры остается очень высокой. Поэтому недавние студенты активно идут работать в те же госкорпорации. При этом нужно еще научиться грамотно мотивировать новое поколение. HRBP группы НЛМК Юлия Каверина составила удобный гайд, который точно поможет работодателям научиться грамотно выстраивать отношения с разными возрастными группами в коллективе: 

Тему построения идеального HR-бренда продолжила операционный директор Рустам Курмаев и партнеры Рустам Курмаев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Трудовое и миграционное право 4место По выручке Профайл компании Элина Собакарь. Она обратила внимание на то, как важна не красивая картинка, а реальность. Новый сотрудник быстро поймет, если «молодой дружный коллектив с быстрыми возможностями для роста» на самом деле окажется грустной командой, погрязшей в рутине без перспектив карьерных продвижений. 


Основные ошибки в построении HR-бренда
  • Отсутствие исследований с привлечением сотрудников.
  • Передача проектов по построению HR-бренда внешним агентствам.
  • Неэффективное управление аутсорсинговыми компаниями (рекрутинговыми, тренинговыми компаниями, PR-агентствами).
  • Отсутствие понимания бренда работодателя в долгосрочной перспективе.
  • Недостаточное участие топ-менеджмента. Успешное создание HR-бренда требует активного участия высшего руководства компании и поддержки их ценностей и стратегии HR- и PR-отделами.
  • Отсутствие инвестиций.

Источник: Юлия Анисимова, эксперт в области операционного управления и HR 

По словам Собакарь, важно транслировать корпоративную культуру через сотрудников, которые точно соответствуют ценностям и считаются ролевой моделью для коллег. Тем более что сегодня как раз сложился тренд на бережные коммуникации, констатировала Наталья Никулина, заместитель директора по связям с общественностью в Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право 1место По выручке 1место По количеству юристов 2место По выручке на юриста Профайл компании По ее мнению, построение экологичных взаимоотношений с работниками можно считать залогом успешного развития компании. Сотруднику важно иметь психологически и эмоционально здоровое рабочее место, пояснила она. Если ваша компания может похвастаться такой атмосферой, то это надо не стесняться анонсировать в публичном поле.