Во времена кризиса, открывающего одновременно и новые возможности, на первое место выходят услуги риск-менеджмента и связанные с ними, уверена партнер Юлия Литовцева. Поэтому нужно не только иметь профильные знания, но и быть осведомленным о рисках, связанных санкциями, неплатежеспособностью партнеров, соучредителей, контрагентов и даже членов их семьи.
Сегодня успех сопутствует тем юристам, которые раньше других понимают новые запросы рынка и, что важнее, готовы вложиться в изучение и реализацию на практике «неизведанного». Пословица «Кто смел, тот и съел» актуальна как никогда.
Как показывает опыт, камнем преткновения как для начинающих, так и для опытных юристов становится непонимание реальных потребностей клиентов, продолжает юрист. А это вовсе не получение заключения, консультации или сопровождение спора. «Необходимо решение бизнес-задачи, причем в комплексе. А для этого необходимо научиться настраиваться с клиентом на одну волну, создавать условия для того, чтобы клиент сформулировал то, что ему необходимо на самом деле, и помогать в решении этой задачи», — заключает Литовцева.
«На мой взгляд, успех юриста всегда был и остается связанным с комплексными знаниями и навыками», — говорит партнер Станислав Петров. Недостаточно быть экспертом в чем-то одном, поскольку зачастую для разрешения поставленных доверителем задач необходимо применение норм из разных отраслей законодательства.
В то же время успех юриста зависит и от его личных качеств. Список на самом деле может быть длинным, но Петров выделяет такие качества, как выдержка, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Ведь работа юриста всегда так или иначе завязана на взаимодействие с людьми.
В связи с этим для достижения успеха в профессии я бы в первую очередь посоветовал не зацикливаться на изучении или улучшении чего-то одного и предложил одновременно развивать уже имеющиеся знания и навыки и приобретать новые.
Из актуальных направлений, в которых необходимо развиваться юристу, Петров выделяет санкционное право — оно с учетом современных реалий обретает особую значимость. Также он отмечает такое направление, как альтернативное разрешение споров, актуальность которого может возрасти в связи с недавним увеличением пошлин за обращение в суд.
Знания, компетентность, логическое мышление, аналитические способности, грамотная речь, порядочность, разумность, решительность и готовность брать на себя ответственность остаются базовыми качествами успешного юриста, независимо от времени. Об этом говорит партнер Екатерина Дедова.
Она считает, что успешное будущее за теми юристами, которые умеют эффективно использовать предлагаемые рынком цифровые решения и готовы инвестировать в разработку собственных инструментов.
Просто работать по старинке уже недостаточно. Технологии развиваются стремительно, и в авангарде всегда будут те, кто сможет адаптировать наиболее подходящие и полезные утилиты и ресурсы, повышая скорость, качество и продуктивность своей работы.
Ключевыми личностными качествами и «мягкими» навыками (soft skills) современного юриста становятся высокая адаптивность и способность работать в быстроменяющихся условиях, уверена Дедова. Не менее важны хорошие коммуникативные навыки и умение работать в команде — спикер убеждена, что будущее за коллаборациями. «Также выделю дисциплину, быстроту реакции, ментальную зрелость, готовность брать на себя ответственность. И, конечно, очень важно быть готовым внедрять новые технологии и инновационные подходы в свою работу», — заключает Дедова.
У управляющего партнера АБ Дмитрия Казакова другой взгляд на случившиеся с профессией изменения: «Юридическая профессия консервативна, коренных изменений не произошло». Но и он отмечает, что в связи с увеличением интенсивности юридических процессов и «перетоком» правовой информации, классическую риторику и логику потеснила «форма» — legal design.
Современному юристу уже недостаточно лишь хороших знаний по специализации, уверен Казаков: важно получать бизнес-образование, знать основы маркетинга, развивать эмоциональный интеллект, уметь выстраивать коммуникации. Плюс, конечно, быть в теме цифровых технологий. А еще сейчас особенно востребован креатив. «У себя мы это называем „искусство невозможного“», — говорит юрист.
Нужно пахать, как комсомольцы первых пятилеток. Вас должны «выгонять» с работы и прятать от вас компьютер.
Свод правил для сотрудников, составленный четверть века назад, актуален до запятой, полагает управляющий партнер.
Мир стал намного динамичнее, и в условиях дефицита времени долгие красноречивые судебные речи, которые раньше считались признаком высокого мастерства адвоката, скорее раздражают судей. Такое мнение высказывает партнер АБ Дарья Константинова. Навык говорить коротко, структурированно, аргументированно и по существу стал достаточно важным для того, чтобы удерживать внимание и убеждать слушателей в своей позиции.
Для адвоката по уголовным делам важно иметь фундаментальные знания права, которые возможно быстро применять на практике при ситуации задержания клиента, обыска либо допроса, где нет времени сидеть и изучать нюансы закона. Нужно понимать логику поведения правоохранительных органов, чтобы выстроить тактику защиты в ситуации неопределенности. А еще надо уметь в короткие сроки анализировать большой объем информации и отделять недостоверную от реальной, уметь работать с этой информацией.
Адвокату необходимо уметь брать на себя ответственность за собственные решения и действия, отвечать за ошибки и уровень работы, отвечать за результат. Очень важно уметь работать с людьми и развивать эмоциональный интеллект, клиентоориентированность и эмпатию.
А вот технические навыки не так важны, ведь, по словам Константиновой, техническую работу можно автоматизировать, например расшифровку аудиозаписей судебных заседаний или следственных действий, перевод текста с иностранного языка. «Те, кто не видят возможностей для автоматизации и применения ИИ, будут проигрывать в конкуренции при оперативности выполнения работы, ее качества и стоимости», — уверена адвокат.
Молодым юристам она советует не избегать трудностей и пытаться разобраться в том вопросе, в котором из-за сложности никто другой разбираться не хочет. А уже опытным специалистам — постоянно учиться и не терять любознательности, мотивировать других, а еще видеть возможности для автоматизации, учитывать стратегические возможности создания стоимости за счет оптимизации процессов.