Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Спецвыпуск: Право-300
6 декабря 2024, 7:06

Иностранные платежные агенты: зигзаги таможенного и налогового регулирования

Иностранные платежные агенты: зигзаги таможенного и налогового регулирования
Санкционное давление и иные реалии последнего времени, такие как отказ иностранных банков проводить платежи из России и обратно, заставляют российских участников ВЭД искать альтернативные механизмы расчетов с зарубежными контрагентами. В связи с этим все большую популярность приобретают услуги платежных агентов — посредников, готовых от своего имени проводить платежи в интересах российских организаций за вознаграждение (агенты). Но российские принципалы не всегда понимают, какие таможенные и налоговые последствия несут расчеты с использованием таких агентов.

Вопросы включения сумм агентского вознаграждения в таможенную стоимость ввозимых товаров становятся актуальнее, постепенно оттесняя на второй план абсолютный хит прошлых лет — проблему включения в таможенную стоимость товаров роялти и дивидендов. 

Таможенным законодательством предусмотрено добавление расходов за услуги агента к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене товаров. В свою очередь, для правильного определения таможенной стоимости, учитывая позиции Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, Коллегия ЕЭК решением от 15.07.2014 № 112 утвердила «Положение о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары». В этом положении есть дополнительные характеристики как самого агента, так и содержания его услуг, которые можно учитывать, чтобы оценить необходимость включения вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость.

При этом до сих пор таможенные органы по-разному подходят к оценке деятельности платежных агентов при определении таможенной стоимости. В связи с этим практически друг за другом были представлены позиции ФТС и Минфина, которые, к сожалению, не содержат унифицированного подхода. Так, таможенная служба в письме от 20.08.2024 указывает на необходимость предоставления декларантами документов, которые бы отражали сущность и содержание сделки: таможне это нужно, чтобы проследить все сопутствующие сделке обстоятельства. 

Вместе с тем, как следует из письма ФТС, таможенный орган при проведении таможенного контроля будет определять, в чьих интересах — покупателя или продавца — действует платежный агент и есть ли взаимосвязь агента с продавцом или с лицом, которое с ним взаимосвязано. При этом запрос таможней документов или сведений у декларанта должен быть обоснован и содержать перечень признаков, указывающих на то, что информация, заявленная в документах на товары, должным образом не подтверждена либо может быть недостоверна.

Следом свою позицию опубликовал Минфин (письмо от 01.11.2024 № 27-01-21/106988). Помимо перечисления общих релевантных положений таможенного законодательства, министерство рассмотрело две возможные модели оказания услуг платежным агентом. 

В первой ситуации, когда товары приобретаются на основании контракта, а заключение договора с агентом обусловлено невозможностью перечислить оплату напрямую продавцу (или иными трудностями), Минфин пришел к выводу об отсутствии оснований для включения агентского вознаграждения в состав цены.

Во второй типичной ситуации заключение договора с агентом считается требованием продавца из-за того, что без такого соглашения товары нельзя вывезти на таможенную территорию ЕАЭС. А потому позиция изменилась — расходы платежного агента подлежат включению в цену товара.

Учитывая положения таможенного законодательства и лаконичные комментарии госорганов, для принятия решения о включении или невключении вознаграждения платежного агента в таможенную стоимость нужно установить: 

  • от чьего имени действует посредник (агент); 
  • кто оплачивает услуги посредника (агента); 
  • какова природа агентского платежа — получает ли агент вознаграждение именно за закупку товаров.

Таким образом, для минимизации рисков надо подробно указывать в договорах и условия привлечения, и в чьих интересах действует агент. Еще надо быть готовым к запросу дополнительных подтверждающих документов, что требует от декларанта большей осмотрительности. Но это не исключает возможности применения таможней иного подхода.

В свою очередь, с налоговой точки зрения важным остается вопрос исполнения российской компанией обязанностей налогового агента при перечислении вознаграждения иностранному контрагенту. Здесь позиция налоговых органов вполне однозначна: удержание налога на доходы зарубежных организаций остается зоной ответственности российской фирмы — источника дохода и не зависит от факта расчетов с привлечением иностранного или российского посредника (письма Минфина от 06.09.2024 № 03-08-05/84831, от 12.07.2024 № 03-08-05/65259 и от 07.02.2024 № 03-08-05/9982). Значит, эта российская организация продолжает нести риски взыскания с нее суммы налога, пени и 20%-го штрафа, если не удержит налог или сделает это по неправильной ставке.

Что касается суммы агентского вознаграждения иностранному агенту за его посреднические услуги, то она российскими НДС и налогом у источника не облагается (подп. 5. п. 1 ст. 148 НК; письмо ФНС от 09.06.2023 № СД-4-3/7399@).

Авторы:

Борис Брук
Советник, Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании

Яна Пригода
Юрист, Nextons Nextons Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Энергетика группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Частный капитал Профайл компании