
Многие крупные юрфирмы уже давно вкладываются в LegalTech. Технологии перестали быть модной опцией и стали обязательным элементом инфраструктуры фирмы.

В настоящее время LegalTech — это не простое следование моде, а стратегическая необходимость для каждой компании. Более эффективными и быстрыми становятся наши клиенты, поэтому юридический консалтинг должен не только не отставать, но и являть собой пример эффективного построения внутренней работы.
Дарья Урманова, лидер направления LegalTech , отмечает, что использование технологий для ускорения процессов в юрфирмах — это сегодня базовый уровень. При этом LegalTech требует регулярного аудита, пересмотра процедур, их оптимизации и подбора подходящих решений. И эффекта не будет, если автоматизировать процессы, которые изначально не выстроены. Глава юридического департамента HeadHunter Юрий Донников говорит, что технологии эффективны только там, где есть четкая система и стандарты. И также он считает, что иногда от IT-инструментов приходится отказываться, например если они не интегрируются с корпоративными системами, требуют слишком много настройки или настолько дороги, что ручной труд человека оказывается дешевле.
Переход к технологиям объясняется в первую очередь ростом объемов данных и сложностью задач. Руководитель направления правового сопровождения судебной работы «Т-Банка» Кирилл Коршунов считает, что инвестиции в ИИ — это необходимость. Старый способ решения задач рано или поздно станет неэффективным, слишком дорогим или просто не подойдет под увеличивающиеся объемы данных. Партнер практики Legal Tech и автоматизации процессов Евгений Журба подчеркивает, что технологии снижают затраты человеко-часов, повышают глубину работы и позволяют юристам фокусироваться на стратегических задачах. Все перечисленное — это реальные и измеримые ресурсы, которые бизнес экономит.
В конкурентной среде это становится критичным. «Компании, игнорирующие цифровизацию, постепенно теряют свои позиции на рынке юридических услуг», — считает партнер Александр Катков. Менеджер по развитию больших языковых моделей для юристов в «Яндексе» Роман Янковский добавляет: юридический бизнес постоянно конкурирует за клиента, скорость и маржинальность своих услуг. Если фирма не инвестирует в технологии, это делают ее конкуренты.

Если технологии позволяют юрфирме работать быстрее и эффективнее при тех же ресурсах в виде штата команды, очевидно, она будет выигрывать в борьбе за клиентов и прибыль по сравнению с теми, кто еще не использует LegalTech.
Еще один фактор — изменение профессиональной роли юриста. Как считает старший юрист Артем Свистунов, главная цель технологий — не сократить издержки, а фундаментально повысить ценность услуг для клиента. Он отмечает, что ИИ начинает конкурировать с младшими юристами в рутинных задачах, но не заменяет человека. Партнер практики разрешения споров Сергей Алехин уверен, что юрист должен работать в симбиозе с LegalTech, а владение ИИ — это новая профессиональная компетенция. При этом он относится с определенной долей скепсиса к «изобретению колеса» некоторыми коллегами по цеху, которые разрабатывают собственные LegalTech-продукты, хотя есть относительно общедоступные коммерческие аналоги. По мнению Алехина, иногда это обосновано, но чаще — сомнительная трата ресурсов.

За прошедшее десятилетие в юрфирмах и юрдепартаментах крупных компаний уже сложилась практика внедрения технологических решений. Причем у инхаус-юристов, по моим наблюдениям, гораздо выше потребность и в целом аппетит к внедрению специализированных юридических программ и приложений.

Мы давно поняли, что LegalTech — это не про моду, а про скорость, контроль и системность. Но для небольших фирм важнее выстроить процессы. Технологии эффективны только там, где уже есть четкая система и стандарты.

Юрфирмы идут к цифровизации разными путями, но почти все крупные игроки создают собственные технологические решения, адаптируют существующие продукты или объединяются с коллегами по рынку. У каждой фирмы — своя модель, связанная со структурой команды, направлением практик и уровнем нагрузки.
◉ Управление документами
Большинство начинают цифровизацию с управления документами — это ядро любой практики. Tomashevskaya & Partners применяют LegalTech-продукты для электронного документооборота, хранения и обработки документов, управления знаниями, сбора данных из различных источников в единый файл и вымарывания чувствительной информации. Сотрудники используют ИИ как для точечных задач, так и в рамках системного подхода. По словам Урмановой, такие решения ускоряют работу и снижают время реакции на запросы, а масштабная интеграция позволяет принимать стратегические решения на основе структурированных данных и аналитики.
внедрили собственную DMS, созданную совместно с юрфирмами и Платформа поддерживает работу с версиями, хранит переписку, обеспечивает защищенный удаленный доступ и гибкое разграничение прав. А интеграция с Microsoft Office и Outlook упрощает работу с большими массивами данных, снижает риск их утраты и помогает выстраивать эффективное взаимодействие на всех этапах проектной работы.

После ухода международных юрфирм с российского рынка команды экс-ильфов столкнулись с отсутствием привычных технологических решений. Российских продуктов, сопоставимых по возможностям, не было. Поэтому мы пошли двумя путями: полностью переработали базовую BPM-систему под свои процессы, а в части DMS объединились с коллегами по рынку и начали разработку собственного решения.
IT-директор ККМП.Тех (дочерняя компания ) Сергей Полянин рассказывает, что они используют внутренние инструменты для организации документопотока. FileMaster сохраняет многоверсионные документы как единый файл и позволяет нескольким юристам работать одновременно, что бывает критично при подготовке due diligence. А FileHunter ищет информацию даже в плохо структурированных архивах и в PDF с нераспознанным текстом.
В делают ставку на собственные конструкторы договоров. По словам партнера Сергея Ханаева, они позволяют быстро формировать юридически корректные документы на основе заранее настроенных шаблонов и специфики ситуации.
◉ Обработка информации и аналитика
Юристы ежедневно работают с большими объемами данных: архивами, материалами дел, сканами, перепиской, документами due diligence. Поэтому компании внедряют инструменты, которые позволяют быстрее находить информацию и обрабатывать сложные массивы данных.

С внедрением новых технологий эффективность наших сотрудников возросла в разных видах задач на 20–40% при сравнительно небольших, практически нулевых, затратах. Также мы работаем над внутренней RAG-базой знаний по накопленному опыту ведения проектов в различных областях, что поднимает нашу систему управления знаниями на качественно новый уровень.
В «Закон и Дело» Ткачев изначально тестировал внешние CRM-системы и чат-ботов с готовыми сценариями, но от них пришлось отказаться: юристы не могли гибко адаптировать такие решения под специфику дел и клиентов. По словам эксперта, технологии без настройки под бизнес в юридической сфере не работают. Сейчас компания использует ИИ-бота в отделе продаж. Он отвечает на вопросы потенциальных клиентов в чатах и мессенджерах, собирает контакты и помогает выявить суть запроса еще до подключения специалиста. Модель обучена на реальных сценариях общения юристов, поэтому многие пользователи не замечают, что взаимодействуют не с человеком.
Ткачев также применяет систему «Речка», которая анализирует диалоги, определяет ключевые боли клиента, оценивает работу менеджеров и вероятность закрытия сделки. Сервис формирует тезисную структуру разговора и предлагает формулировку юридической боли клиента. Сейчас агентство разрабатывает собственный ИИ на базе ChatGPT, обученный на внутренних кейсах и документах. «Наша цель — чтобы он помогал готовить первичные юридические документы, черновики позиций по спорам и аналитические сводки», — говорит он.
использует системы правовой информации и аналитики, решения для проверки контрагентов и специализированные платформы для практик разрешения споров и защиты интеллектуальной собственности. Такие сервисы позволяют оперативно получать доступ к материалам дел в судах, быстрее готовить правовую позицию и выстраивать устойчивые стратегии защиты. Старший юрист Андрей Шубин рассказывает, что внутри фирмы проводятся тренинги по безопасному и этичному использованию технологий, чтобы подход к применению ИИ был единым и профессиональным на всех уровнях команды.
АЛРУД применяет конфиденциальные ИИ-инструменты для поиска судебной практики и автоматизации рутинных процессов, системы биллинга и электронного документооборота. Это обеспечивает прозрачность учета рабочего времени и удобную систему управления документами и перепиской.
Есть и решения, которые облегчают труд не только юристов, но и профессиональных экспертов. Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский говорит, что их внутренние разработки помогают им собирать и обрабатывать огромные массивы данных, благодаря чему эксперты могут оценить состояние любой компании, отрасли или ее сегмента только по открытым данным меньше чем за минуту. А без этого не получить качественную оценку стоимости. Правда, это требует качественной инфраструктуры.
Помогают с подсчетами и «калькуляторы» — многофакторные модели расчетов под различные типы споров. Один из них — калькулятор судебных расходов Veta, где можно рассчитать рыночную стоимость юридических услуг, чтобы обосновать в суде разумность понесенных расходов на юристов при взыскании их с проигравшей стороны. Либо проверить, насколько корректны расходы оппонентов, заявленные к взысканию. И такие вещи невозможно сделать без специальных знаний эксперта, подкрепленных разработанными решениями, подчеркивает Жарский.
◉ Автоматизация процессов и управление проектами
Фирмам нужно одновременно контролировать десятки проектов, учитывать время, вести биллинг, согласовывать документы, взаимодействовать с клиентами и следить за загрузкой команды. Поэтому их внимание привлекают BPM-, CRM- и PM-системы, которые позволяют построить полноценный управленческий контур.
ALUMNI Partners встроили в BPM весь цикл работы — от биллинга и учета проектов до CRM и базы договоров. Это не просто набор модулей, а единая цифровая среда, которая формировалась несколько лет и стала ядром операционной работы. В пошли похожим путем. Они управляют проектами и документами через глубоко переработанную систему Terrasoft, дополненную Casebook, Caselook и решениями «Контура». «Нам необходимы современные программы, потому что мы территориально распределенная фирма со сложившимися процессами, которые требуют системного подхода в управлении и учете. У нас есть собственная техническая служба и постоянные внешние подрядчики», — говорит партнер Евгений Шестаков.

Если процессы выстроены правильно, внедренные системы повышают контролируемость, снижают объем человеческих ошибок, облегчают аналитику и ускоряют получение результата. Например, в одном реализованном проекте нам удалось сократить время согласования документа с двух недель до двух дней — и даже до двух часов в особых случаях.
Управляющий партнер Антон Крючков рассказывает, что в его юрфирме используют Project Mate, Bitrix24, Casebook, Caselook, Plaude, ChatGPT и другие нейронки. Они помогают упростить и ускорить работу и даже заменить ассистента по непрофильным вопросам, таким как HR и маркетинг.
Pasternak Legal прошли несколько технологических этапов. Сначала вели задачи в BaseCamp, потому что его использовали их клиенты. Затем перешли в Trello: простота и скорость внедрения оказались важнее ограничений по функциям, особенно в пандемию, когда Zoom стал основной площадкой для синхронизации. Но с расширением команды и увеличением объема задач понадобился учет времени, автоматизация рутинных операций и расширенная отчетность — так фирма перешла в Bitrix24. Управляющий партнер Pasternak Legal Виктор Пастернак подчеркивает, что главным препятствием стало сопротивление административного персонала, привыкшего работать в Excel.
«СберМаркетинг» пошел еще дальше. Они совместно с IT разработали собственный дашборд, который объединяет данные Bitrix24 и позволяет в реальном времени видеть статусы задач, сроки, исполнителей, заказчиков и статистику нагрузки. «Это заметно повысило прозрачность процессов и управляемость», — рассказывает руководитель юридической группой в «СберМаркетинге» Александр Моисеев. Помимо дашборда, компания развивает и другие LegalTech-инструменты: чат-бота юридического отдела для быстрых консультаций сотрудников, ИИ для распределения задач между юристами, а еще автоматическую проверку рекламных креативов на соответствие законодательству и сверку договоров с помощью ИИ-инструментов.

Разработки помогают и в бытовых рабочих вопросах — от бронирования переговорок и делового письма в один клик до сортировки материалов на исследование. Это и ассистент, который расскажет нашему новичку, как ему поступить в соответствии с внутренними регламентами компании. Это простые, карманные решения, ориентированные на быструю помощь нашим сотрудникам.
◉ ИИ и работа с текстом
Последний тренд в области LegalTech — эксперименты с искусственным интеллектом. По мнению Ясько, демонстрируемые сейчас продукты уже выдают результат, близкий к тому, что мог бы показать молодой специалист. Например, в ККМП.Тех используют AIChat — ассистент на базе LLM, который делает перевод документов, краткое изложение, корректуру и улучшение текста с учетом юридического контекста Полянин подчеркивает, что в зависимости от уровня конфиденциальности используют либо внутреннюю OnPremise-модель, либо внешние решения вроде ChatGPT.

Мы сделали ставку на кастомизированные ИИ-решения. Вместо покупки готовых продуктов мы развернули внутреннюю платформу на базе open-source фреймворка OpenWebUI. Это дает нам гибкость в выборе и тестировании различных языковых моделей — от Google Gemini 2.5 Pro до Llama и DeepSeek, что позволяет подбирать оптимальный инструмент под каждую конкретную задачу.
Благодаря внедренному Ткачевым ИИ-боту для отдела продаж скорость отклика выросла в шесть раз, а количество целевых обращений увеличилось примерно на 30%. По оценкам руководителя исследований рынка Александры Звягинцевой, боты, которые сами собирают, первично отбирают и систематизируют информацию, экономят инхаус-командам объем работы, сопоставимый с результатами работы двух юристов.
В Tomashevskaya & Partners ИИ применяют в двух режимах: точечно, когда нужно решить отдельную задачу, и системно, когда идет интеграция с процессами всего офиса. По словам Урмановой, такой подход позволяет ускорять работу и уменьшать время реакции на запросы.
Коршунов рассказывает, что его команда использует ИИ для проверки отдельных отзывов и комплектности документов. Сейчас они разрабатывают конструктор отзывов. Ожидается, что он кратно снизит объем времени, затрачиваемого на подготовку отзывов, и одновременно увеличит их качество. «Мы будем уверены, что в каждом деле используем максимум аргументов», — говорит он. Еще они применяют ИИ для саммаризации и расшифровки звонков, что экономит время паралигалов, которые могут сосредоточиться на менее технических задачах.

Постепенно приобретает популярность использование ИИ для технических задач, например чтобы расшифровать аудиозапись заседания и резюмировать документ. А вот использование ИИ для подготовки юридических документов — это пока, на мой взгляд, штучные решения.
◉ Наем сотрудников
МКА «Савенков и партнеры» применяет технологии психотипирования личности по голосу, сотрудничая с компанией 151EYE. При приеме нового сотрудника робот звонит и задает вопросы, на основе которых определяется психотип кандидата, его коммуникативные особенности, уровень стрессоустойчивости и способность к работе в коллективе. Савенков отмечает, что эти данные позволяют более точно подобрать человека под конкретные задачи и команду.
◉ Проверка рисков и соблюдение требований
Внедряют и инструменты, которые помогают быстрее оценивать риски и проверять сделки. Например, ККМП.Тех создали сервис «ККМП.Контрсанкции». Алгоритм задает серию вопросов о сделке, после чего автоматически формирует заключение о допустимости операции, необходимости согласования или существовании санкционных запретов. Это экономит время и снижает риск ошибок при работе с чувствительными операциями.
ИИ-агенты Digital & Analogue Partners позволяют ежедневно отслеживать регуляторные изменения, анализировать инициативы и видеть тенденции.

Есть и обратная сторона. Журба считает, что если изначально не был проведен аудит и не рассчитана целесообразность, то технологии становятся обузой. Например, юристы изначально вели Excel-таблицы для мониторинга судебных дел. После внедрения профильного ПО их обязали заполнять и таблицу, и базу системы — в результате объем работы удвоился.
По мнению Ясько, технологии эффективны только тогда, когда они применяются в зрелом, проработанном юридическом процессе, основанном на долгосрочной стратегии. На практике компании часто пытаются автоматизировать точечную юридическую задачу, рассказывает эксперт. Это не приводит к осязаемой оптимизации юридической работы и, как следствие, вызывает разочарование в LegalTech. При этом, по словам эксперта, есть положительные исключения: решения, которые заменяют ручные операции, позволяют потоково обрабатывать тексты и формировать типовые документы, они работают эффективно, даже когда изолированы.
В BIRCH с осторожностью относятся к продуктам, которые считают еще сырыми. Шубин говорит, что тестирование популярных конструкторов договоров показало: они хорошо работают для типовых сделок, но не дают нужной гибкости для многоуровневых tailor‑made документов. Практически та же ситуация с инструментами поиска судебной практики.
Для Свистунова неудачным стал опыт использования облачного сервиса для машинного перевода. Такие переводы часто содержали стилистические и терминологические неточности, критичные для юридических текстов, и требовали полной вычитки профессиональным переводчиком. Технология превратилась в лишний этап, который не экономил, а усложнял процесс. В итоге от платформы пришлось отказаться, говорит эксперт. По его мнению, этот опыт научил его, что ключевой критерий для LegalTech — это реальная, а не мнимая экономия времени и усилий.
Смирнова назвала все эксперименты их компании удачными, даже если они не стали основой для корпоративной платформы, а остались на стадии пилота или MVP. По словам эксперта, они открыты новому и даже потраченное время — это ценный урок, который ложится в основу более совершенных процессов.

Однозначный тренд, по мнению Журбы, — больше внимания к LegalTech. Многие крупные компании создают должности и даже отделы Legal Ops, отвечающие за операционную часть юридической функции. Это означает, что отрасль начала дозревать и принимать новую область на стыке права и технологий.
Повышается внимание к новым технологиям и со стороны государства. В ближайшее время неурегулированных зон станет меньше и появятся новые законодательные инициативы, считает Журба. А значит, требования к безопасности, качеству и прозрачности будут дополнены. При этом особый интерес вызывает искусственный интеллект. В перспективе трех лет стоит ожидать масштабирования, увеличения числа отечественных ИИ-моделей и появления профильных решений для юристов, прогнозирует эксперт.
Смирнова соглашается. По ее мнению, в ближайшие три года LegalTech ждет взрывной рост. Юридический бизнес будет более прозрачным и автоматизированным, а юридическое знание откроется все большему количеству людей, а потому ценность по-настоящему одаренных юристов станет еще выше, чем сегодня.

В течение следующих трех лет мы ожидаем углубленной интеграции ИИ в повседневную юридическую практику. Увеличится спрос на комплексные платформы, объединяющие все этапы работы юриста — от ведения клиентов до автоматизированного документооборота. Также возрастет значение кибербезопасности и защиты конфиденциальных данных клиентов.
По мнению Коршунова, в ближайшие три года область применения ИИ-агентов заметно расширится. Во многих юрдепартаментах накопились обширные внутренние базы знаний, и закономерно возникает идея «советника», который сможет переваривать эти массивы и помогать отвечать на типовые запросы. Эксперт признается, что раньше относился к ИИ как к модной теме, без реальной пользы. Но, столкнувшись с практическими результатами, изменил позицию и теперь считает недальновидным игнорировать такие технологии — вопрос лишь в том, чтобы найти правильный формат внедрения.
Звягинцева уверена, что оценка рисков, формирование позиции и принятие решений всегда останутся зоной ответственности юристов. Поэтому они в Digital & Analogue создают инструменты, которые усиливают работу внутренних команд, ускоряют реакцию на изменения в регулировании и помогают ориентироваться в динамике цифровых рынков. Но обещать полное освобождение от юридической работы некорректно: технологии лишь снимают часть рутинных операций.

В ближайшие три года нас ждет более глубокая интеграция LegalTech в профессию, укрупнение рынка и больше доступных LegalTech-продуктов, а также сокращение доли техноскептиков. Игнорировать ИИ в юридической профессии — значит добровольно выходить из гонки.
Ясько не ожидает революции, но уверена, что развитие программных продуктов, особенно с использованием ИИ, потребует комплексного подхода. Речь не только о технологиях: юристам придется развивать навыки работы с интеллектуальными помощниками, управлять рисками и адаптировать профессиональное обучение.
LegalTech скоро перейдет от точечных решений к комплексным экосистемам, уверен Донников. Все IT-решения будут тесно интегрированы между собой, и пользователям не придется переключаться между разными окнами отдельных приложений. Пользовательский опыт и глубокая интеграция станут ключевыми требованиями. С этим согласен Ткачев, который считает, что LegalTech станет частью операционной модели. Искусственный интеллект будет анализировать дела, прогнозировать позиции судей и формировать первичные документы. Роль юриста сместится: он перестанет искать и начнет проверять и принимать решения.