Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
5 апреля 2021, 17:57

Процесс через Zoom и князь Владимир: какое кино снимают юристы

Процесс через Zoom и князь Владимир: какое кино снимают юристы
Руководитель крупной юрфирмы, который с детства мечтал быть артистом, начал снимать фильмы. После 20 лет работы юристом уволилась и открыла свою кинокомпанию. Это словно сюжеты из кинолент, но на самом деле – реальные истории тех, кто становятся режиссерами, продюсерами и авторами картин. Одни создают кино о своей работе и в шуточной форме рассказывают о проблемах российского правосудия, делают исторические или документальные ленты. «Право.ru» они не только рассказали, что может быть общего у актера и адвоката, но и какие юридические навыки им пригодились в творчестве.

Фильм «Купить кукольный домик»

«В юности я закончил театральную школу и работал актером пару лет. Потом разочаровался в своих талантах и выучился на юриста», – Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Международные судебные разбирательства группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании рассказывает, что именно так началась его юридическая карьера. Мечты о творчестве не покидали его – во время учебы в университете снимал и монтировал ролики на только появившиеся тогда видеокамеры. Но на хобби со временем перестало хватать времени. 

По окончании университета началась работа по полной, все некогда, все думаешь: «Сейчас разгружусь, а потом, в следующем году, начну». Так и дотянул до 45. Тогда решил, что либо сейчас, либо никогда.

 Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Международные судебные разбирательства группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании

Кульков поступил в Московскую школу кино. Короткометражка «Купить кукольный домик» – это его итоговая работа. Сначала фильм отобрали на конкурс фестиваля «Короче» (Калининград). Затем он взял первый приз жюри фестиваля Sunday Shorts (Лиссабон). Потом попал на «Русский кинофестиваль» (Москва). Ленту показали на фестивале «Серебряная ставрида» в Севастополе и на фестивале Ridgewood в Нью-Йорке. В открытом доступе картины пока нет.

Летом 2020-го закончились съемки второго короткометражного фильма Кулькова «Сказка». На своей страничке в Facebook он поделился трейлером к ленте. 

Фильм «Процесс»

«Лучше сидеть перед камерой, чем в ней», «лучше страница ВК, чем страница УК», «лучше в Zoom, чем на зоне». Самые яркие шутки 20-минутного фильма о судебном процессе. По сюжету молодого человека обвиняют по несуществующей статье за участие в онлайн-митинге. Михаил Ефремов играет в картине его адвоката, и только в финале фильма выясняется, что он всего лишь безработный актер, муж судьи, которого супруга попросила посидеть и помолчать в процессе, изображая соблюдение права на защиту. Но смолчать он не мог. Высказаться захотели и авторы фильма. «Мы решили, что пора поговорить художественными средствами о правосудии и суде и думали, как это сделать, чтобы было кратко, точно и не банально. Решение пришло с началом пандемии», – поделился Константин Добрынин, адвокат, статс-секретарь ФПА, старший партнер КА Pen & Paper. Онлайн-формат судебных заседаний, который вынужденно стал популярен из-за пандемии, использовали и создатели картины. Именно Zoom, по словам Добрынина, нагляднее всего показывает то безумие, с которым юристы зачастую сталкиваются в российских судебных процессах. 

Режиссер картины Сергей Кальварский рассказывал, что после первого дубля он взял паузу и долго его анализировал: «Понял, что второго дубля не надо, он убьет правду, начнется актерское циркачество. Даже сбои, оговорки остались. И звук – не киношный – без петель-микрофонов».


Для Добрынина и Кальварского «Процесс» – вторая совместная работа. В 2019-м они сняли еще один фильм «Картина». Это история о молодом художнике, который по госзаказу написал библейский сюжет для выставки. Но представил его не в классическом варианте, чем вызвал настоящий скандал. По словам Добрынина, на создание ленты их вдохновила реальная история борьбы депутата Натальи Поклонской и общественников с фильмом «Матильда» Алексея Учителя.  Тогда адвокаты Pen & Paper защищали режиссера, а их автомобили сожгли у офиса. 

Мне кажется, у каждого человека глубоко в душе живет желание снять кино и дремлет до поры до времени. Адвокаты не исключение. Тем более сама жизнь дает нам постоянно такие сюжеты, которым может позавидовать Тарантино. 

Константин Добрынин, адвокат, статс-секретарь ФПА, старший партнер КА Pen & Paper

«Картина» выиграла две номинации на престижном международном фестивале независимого кино Festigious в Лос-Анджелесе, завоевала премию New York Film Awards в категории «Лучший актерский состав», получила и другие награды. Второй фильм «Процесс» уже взяли на конкурс более десяти международных кинофестивалей, а в одном из них – в Торонто – он завоевал первое место. «Поэтому когда к нам приходят гости или доверители, то самая распространенная шутка о том, что у нас здесь не коллегия адвокатов, а киностудия», – рассказывает Добрынин.

Фильм «Жертва» 

Павел Одинцов сначала окончил исторический факультет Московского педагогического университета, а затем Российскую академию правосудия. Начальник управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ВС снимает исторические картины. Первой работой стал документальный фильм «Князь» о личности равноапостольного князя Владимира. Картина повествует о политическом становлении князя Владимира от его рождения до крещения Руси. Широкая публика увидела фильм в 2015 году по каналу «Культура».

«Наш фильм – это еще и попытка реанимировать русскую историю», – говорит Одинцов. Вторая его работа называется «Жертва», она посвящена князю Андрею Боголюбскому. Премьера тоже состоялась на телеканале «Культура».


Фильм «Злой мальчик»

Светлана Солнечная рассказала «Право.ru», что творчество всегда присутствовало в ее жизни. Еще в школе она вела теле- и радиопередачи, а студенткой юрфака играла в курском ТЮЗе. «Преподаватели с кафедры уголовного права и процесса ходили на все мои спектакли», – вспоминает она. Солнечная говорит, что на самом деле у адвокатуры и актерской деятельности много общего. И навыки игры на сцене сейчас помогают ей в работе.

В уголовном процессе адвокат должен уметь выступать и воздействовать на судью или прокурора. Иногда нужно и «слезу выдавить» у противоположной стороны. Суд — это тот же театр, и я сама выбираю, какую роль играть.

Светлана Солнечная, адвокат

В 2017-м Солнечная поступила во ВГИК. Первая ее курсовая работа – короткометражка «Злой мальчик». Он снят по одноименному рассказу Антона Чехова, а сценарий адаптирован под современность. Фильм принял участие в трех кинофестивалях, а на международном кинофестивале «Сезон любви» главная героиня получила приз в номинации «Лучшая юная актриса». После этого она сняла еще несколько короткометражек, в сентябре на телеканале «Россия Культура» выйдет ее документальный фильм о кинооператоре Михаиле Аграновиче. А сейчас режиссер планирует снимать сериал по своим адвокатским историям. 


Фильм Gravity is just a habit / «Гравитация – это просто привычка»

С детства о кино мечтал и Давид Варданян. В одном из интервью он рассказал, что с 10 лет знал, чем хочет заниматься: «Когда я впервые увидел американский фильм, я захотел, чтобы у меня была своя компания, которая снимает фильмы. Но повзрослев, он решил заниматься совсем другим. Поступил на юридический, а потом вместе с одногруппником открыл свою юрфирму Консул & Рубикон. И уже тогда он решил вспомнить юношескую мечту. Написал сценарий, купил обычную камеру и снял фильм. В качестве актеров были друзья и родные. В итоге картину показали в местном кинотеатре, а ее режиссер всерьез задумался над созданием других картин. Сейчас у  Варданяна собственная продакшн-студия Lights and Shadows Productions Inc. Одна из работ коллектива – документальный фильм о том, как рождался известный ролик американской группы OK Go. Это стало отправной точкой карьеры, картину авторы продали в мировой прокат на Netflix.


Фильм «Талант»

Елена Нодель вспоминает, что еще в пятом классе в сочинении на тему «Кем хочу быть, когда вырасту» она заявила, что хочет быть киноактрисой. «В моем родном городе Ростове-на-Дону не было ни одной большой сцены, на которой бы я не выступила в том или ином качестве», – делится с «Право.ru» Нодель. Но когда речь зашла о поступлении в университет, родители посоветовали выбрать профессию, которая не только нравится, но и приносит доход. Так она поступила на юрфак. Работала в юридическом отделе банка, в консультации, которую открыли однокурсники, потом в строительной корпорации и IT-компании ABBYY.

В той самой компании ABBYY, где прошли лучшие 15 лет моей юридической карьеры, всегда царила очень творческая атмосфера: были вечеринки–карнавалы, снимались клипы силами сотрудников, была даже театральная студия. И один из юбилеев компания решила отметить вручением сотрудникам «Оскара». Заданием от компании был мини-фильм о том, как продукты компании помогают людям жить.

Елена Нодель, основатель компании Nodel Films

Тогда ролик, который сняла Нодель вместе с коллегой, получил сразу два корпоративных «Оскара» – за лучшую женскую роль и за лучшую роль второго плана. «Так что моя кинокарьера началась с «Оскара», – шутит Нодель. Но после этого ролика она уже не смогла остановиться. Еще работая юристом, сняла свой первый короткометражный фильм «Талант», который побывал на Каннском фестивале. Она была не только режиссером, но и сценаристом, продюсером и даже сама написала песню. Год спустя она сняла короткометражку «Живой товар» по рассказу Чехова. В «ее послужном списке» есть лирическая комедия «Привет, оружие!», одноминутная драма «Кукла Надя» и другие. Сейчас Нодель основала кинокомпанию Nodel Films. Она признается, что юридический опыт ей пригодился, начиная от помощи коллегам до умения презентовать проект, структурировать и перераспределять задачи.