Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
7 июля 2021, 9:14

Facebook, Telegram и Instagram: как продвинуть там юрфирму

Facebook, Telegram и Instagram: как продвинуть там юрфирму
Если правильно вести свои соцсети, то к вам придут не только новые клиенты, но и перспективные молодые юристы. Правда, для начала придется как следует продумать стратегию ведения «страничек» на разных площадках. Дублированием информации в этом направлении не отделаться.

В какие соцсети идти юркомпаниям

Сегодня вести хотя бы один аккаунт в социальных сетях – это гигиенический минимум для маркетинговой политики юрфирмы. Может быть, лишь на ступень ниже корпоративного сайта, говорит BD-Менеджер Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Земельное право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании Надежда Бобина. Порой соцсети привлекают даже больше внимания к юркомпании, чем ее официальный портал. Информация там обновляется активнее, объясняет PR-директор КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Екатерина Сапова: «Оповещение о мероприятиях, вебинарах, комментариях, новых проектах бывают по несколько раз в день».

Но не стоит рассматривать подобные «странички» как способ для прямого привлечения клиентов. Это скорее инструмент для близкого знакомства с фирмой и ее услугами, подчеркивает эксперт. Соцсети разбавляют строгий имидж адвокатских бюро и юрфирм. Помогают донести наши ценности и сформировать имидж привлекательного работодателя, добавляет директор по развитию АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры mid market) группа Антимонопольное право группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Семейное и наследственное право Наталья Николаева. А еще благодаря таким платформам удается показать, что за крупными проектами и достижениями компании стоят реальные люди, замечает Екатерина Деревщикова, руководитель отдела маркетинга ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Антимонопольное право группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Семейное и наследственное право 3место По количеству юристов 14место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании .

Задумываясь о своем позиционировании на этих площадках, важно не забывать о целевой аудитории. В зависимости от соцсети она разнится. По статистике Mediascope, во «ВКонтакте» (ВК) преобладают пользователи от 25 до 34 лет со средним доходом. Схожие цифры у Telegram, где «сидят», в основном, специалисты из ИТ-отрасли. А в Facebook больше тех, кому 35–44 и с зарплатами выше средних. У Instagram с TikTok «юзеры» еще моложе, чем в ВК, и менее платежеспособные.

К сожалению, часто компании, принимая решение быть в соцсетях, исходят из того, что «у всех есть, пусть и у нас будет», а не из собственной стратегии развития. Ее, к слову, часто у юркомпаний тоже как таковой нет.

Наталья Клейн, консультант по развитию бизнеса

Учитывая подобный расклад, к бизнес-площадкам в большей степени на российском рынке относятся Facebook и Telegram. Там сегодня сосредоточено предпринимательское сообщество и представители СМИ, поэтому две этих площадки идеально подходят для оперативной доставки необходимой информации, уверена юридический PR-консультант Анастасия Глущенко. Так, клиенты Land Law Firm страничку юрфирмы в Facebook читают даже больше, чем тонко настроенную email-рассылку.

Не стоит забывать и про ВК, которое используется для общения со студентами, чтобы привлечь молодые кадры в юрфирму, отмечает Бобина. Правда, из крупных юрфирм там заметна только ЮФ Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Природные ресурсы группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Защита персональных данных группа Земельное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Частный капитал . Тем не менее внешний эксперт по комплексному маркетингу юрфирм Елена Прохорова советует присмотреться к этой соцсети, учитывая современные политические риски. Завтра заблокируют Twitter, а послезавтра могут и Facebook, тогда остается наш родной ВК, призывает держать в голове самый пессимистичный сценарий эксперт.

В юрмаркетинге очень выражено стадное поведение. То «все в Instagram». То «нет вас в Telegram – нет у вас будущего». То «мы в TikTok набирать 1 млн подписчиков». Да, использовать соцсети необходимо, но это должно укладываться в стратегию продвижения вашей юрфирмы. И желательно до начала продвижения согласовать ее (именно стратегию) с управляющим партнером и/или партнерами.

Инга Скворцова, директор по маркетингу ЮФ Клифф Клифф Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) 42место По выручке

Молодежный Instagram порой подходит для продаж юруслуг. Речь идет о тех случаях, когда целевая клиентура – малый/средний бизнес или физлица, говорит консультант по юридическому маркетингу и продвижению Елена Успенская. Там значительно больше аудитория и выше активность пользователей, перечисляет преимущества Прохорова. Но с каждым годом, по ее словам, Instagram для продвижения бизнеса становится все дороже и дороже.

Даже заблокированный в России LinkedIn можно использовать. За пандемийный год эта площадка заметно «ожила». Российская аудитория у нее выросла на 2 млн человек. Об этом писал в своем ТГ-канале «99 франков без НДС» директор по маркетингу АБ КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Страховое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Уголовное право Профайл компании Церен Савгуров. По словам Успенской, в  LinkedIn особенно удобно искать сотрудников с опытом и поддерживать связи бренда с зарубежной аудиторией.

Еще лет пять назад мы вели и Вконтакте, и Instagram, и даже Twitter, но сейчас мы пришли к тому, что это только затраты по времени. Если делать хорошо и действительно с заботой к пользователям, то ресурсы уходят значительные. При этом нет видимых и количественно измеряемых показателей влияния на прибыль фирмы и иные составляющие бренда. Для рынка юруслуг рабочие инструменты – это Facebook и Telegram.

Надежда Бобина, BD-менеджер Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Земельное право группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании

Не стоит бояться заходить и на совсем новые платформы. Прохорова приводит в пример опыт продвижения своего клиента, Criminal Defense Firm Criminal Defense Firm Федеральный рейтинг. группа Уголовное право , в Clubhouse (см. «Разговоры без купюр: как юристы используют ClubHouse»). По ее словам, «засветившись» там, юрфирма увеличила пользовательский охват в других соцсетях в 10–15 раз, партнеры завели очень полезные знакомства и получили клиентское обращение от одного из слушателей. Для адвокатских образований, нацеленных на бизнес, один такой доверитель из соцсетей может окупить работу digital-маркетолога на годы вперед, подчеркивает эксперт.

Главное в таком пиаре – системность. Важно, чтобы посты в соцсетях появлялись регулярно. И задача ежедневной генерации нового контента не решается в один клик, предупреждает директор по маркетингу и развитию бизнеса ЮФ Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Трудовое и миграционное право группа Уголовное право Профайл компании Светлана Иванова: «Это комплексная работа со СМИ, клиентами, сотрудниками, партнерами и организаторами мероприятий».

Редко можно увидеть аккаунты юрфирм, которые выходят за рамки стандартных представлений о корпоративных аккаунтах. Нужно ломать стереотипы, научиться подавать информацию живее, ближе к аудитории. Уделять внимание оформлению страниц, думать над визуальной подачей материала. Всегда смотрите на свою соцсеть глазами читателей, уважайте свою аудиторию – подавайте контент максимально удобно для читателя, интересным и легким для восприятия.

Екатерина Сапова, PR-директор КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании

Что и где лучше публиковать

При этом нужно учитывать специфику ведения каждой из соцсетей. У них разная аудитория, поэтому посты должны отличаться, а не дублироваться. Надо уважать своих подписчиков, подчеркивает Деревщикова: «Читать одно и то же пользователь не станет, оставив наиболее удобный для себя вариант, а от остального отпишется». Любой SMM-специалист скажет, что у каждой соцсети должен быть свой стиль оформления, соглашается с коллегой Савгуров. Как минимум – разный формат иллюстраций, как максимум: различный рубрикатор и контент-план.

Тот же Instagram создавался как фотобанк, поэтому для него нужен качественный фото- и видеоконтент. Тексты к публикациям там должны быть короткими и без гиперссылок, которые не поддерживает этот ресурс, поясняет директор по развитию бизнеса АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Елена Дебс: «Люди заходят туда не для того, чтобы наслаждаться «лонгридами». Так, АБ КИАП делится в своем Instagram-профиле фотографиями из жизни бюро: выкладывают снимки с конференций, в которых участвовали их эксперты, и рассказывают о внерабочих активностях команды.

Пожалуй, самая большая площадка русскоязычного юрсообщества – это Facebook. Здесь активнее всего юристы обмениваются опытом, делятся своими достижениями и активно спорят. Об этом мы недавно писали в материале «Конституция, банкротство и пандемия: о чем спорили юристы в Facebook».

Тут можно заявить о себе и выстроить контакт с разными сегментами аудитории, включая крупный бизнес, констатирует директор по BD, маркетингу и PR АБ Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Ирина Загорская. Корпоративный канал тут может решать абсолютно разные задачи, уверена она: имиджевые, маркетинговые, HR и другие. Их адвокатское бюро, да и другие рульфы действительно публикуют на своих страничках в Facebook разноплановый контент: от объявлений о вакансиях до обзоров изменений в законодательстве.

В Telegram-каналах юрфирмы стараются писать про одну отрасль права, а не обо «всем и сразу». «Ветеран» на этой площадке – TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика . Канал компании существует уже четыре года и публикует свои гайдлайны по налогам. Столько же по времени и каналу юрфирмы CLAIMS CLAIMS Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) , где пишут про интеллектуальное право. Полтора года назад собственный канал завела ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) , которая выкладывает свои соображения по бизнес-тематике и не только.

C наступлением карантина год назад в мессенджер со своими каналами пришли Dentons (про Недвижимость и строительство, а также Competition & Compliance) и Пепеляев Групп о налогах. У петербургского офиса Dentons собственная площадка – с обзорами и подкастами, а еще есть удобный ТГ-бот по поиску мер поддержки для бизнеса через ИНН.

Тelegram-каналы подойдут, если у фирмы много правовых обзоров, ссылок на новости и изменения в законодательстве, утверждает Полина Васько из Allen&Overy. Тут ценится оперативность, поэтому многие юркомпании позволяют вести Telegram-каналы своим юристам. У КИАП есть канал «Международный арбитраж», который поддерживает команда практики международного арбитража во главе с партнером Анной Грищенковой. А юристы ФБК Legal ФБК Legal Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Недвижимость, земля, строительство (high market) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Частный капитал группа Энергетика Профайл компании ведут целых пять каналов в Telegram: Практика.Live, Практика.IP, Практика.antitrust, Практика.ГЧП и Практика.Tax. У первых двух уже больше 1000 подписчиков.

При этом перенасыщать свои соцсети исключительно профессиональной информацией не стоит. Слишком формальный стиль общения с аудиторией на таких площадках – это минус, считает руководитель по маркетингу и PR BFL | PATENTUS BFL | PATENTUS Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) Светлана Лашук. Как правило, больше внимания у аудитории привлекают события «из жизни» юристов, а не деловые новости и достижения, замечает Николаева. Посты о тематических корпоративных выездах и мероприятиях, а также рассказы об участии юристов в социальных проектах дают хороший отклик аудитории, подтверждает Сапова. 

Публикуя в социальных сетях исключительно экспертный контент в жанре меморандумов, вы вряд ли станете популярными. То есть потратите время неэффективно. Серьезный канал тоже можно вести увлекательно и результативно, подавая тексты и видео так, что их можно быстро и удобно воспринимать и запоминать важное.

Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению

Не все, что пишешь от себя лично, позволительно «постить» от имени юрфирмы. Любая публикация будет считаться официальной позицией всей фирмы, подчеркивает Васько. И не стоит забывать про общую черту соцсетей – тренд на краткость и пользу, говорит Савгуров.


Что нельзя «постить» юрфирмам

– Оскорблять коллег по рынку.

– «Поливать грязью» бывших сотрудников.

– Публиковать откровенные фото с вечеринок.

– Навязывать свои услуги с призывом что-то купить.

– Поверхностно оценивать кейсы коллег из других юрфирм.

– Публиковать слишком много постов.

– Допускать некорректные сравнения с конкурентами.

Источник: Советы экспертов, опрошенных для текста.

Как правильно совместить корпоративные аккаунты с личными

Нет идеальных рецептов и о том, как партнерам стыковать персональные аккаунты с корпоративными. А делать это нужно, так как позволяет охватить более широкую аудиторию. Тем более, что доверие к конкретному человеку формирует доверие к компании в целом, поясняет Деревщикова.  

Поэтому даже в комментариях и постах с личных аккаунтов стоит «смягчать острые углы» и «дозировать экспрессию», советует Успенская. При этом заполнять свою «страничку» перепостами из корпоративного аккаунта довольно бессмысленно, тут же подчеркивает она: «Лучше тогда уж не вести ее совсем».

Личные аккаунты партнеров юрфирм традиционно живее, чем корпоративные. Поэтому часто именно первые становятся более интересными и «рекламными», чем вторые с сухой и выдержанной информацией, говорит Клейн. По ее словам, важно, чтобы они не противоречили друг другу в своей повестке: «Если компания в корпоративном аккаунте провозглашает идею охраны дикой природы, то фото партнера этой юрфирмы в личном аккаунте с трофеем на охоте на диких животных будет выглядеть, мягко говоря, не очень хорошо».

Лучше всего в соцсетях привлекают сами люди, лица компании. Это давно доказали многочисленные исследования. Сделайте со своими коллегами классную фотографию в офисе, как вы рады победе в рейтинге, наложите свой фирменный логотип – и вот вам небанальная картинка, которой точно ни у кого не будет.

Елена Прохорова, внешний эксперт по комплексному маркетингу юрфирм

Выигрышно будет смотреться аккаунт, в котором есть все: хобби, семья и работа. Одним словом, жизнь успешного человека со своими взлетами и падениями, считает Лашук. Причем, если партнер пишет не только о позитивном, но и о провалах и трудностях, это вызывает шквал поддержки со стороны читателей, резюмирует она: «Чувствуется эмпатия и принятие».