Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
7 июля 2021, 9:14

Facebook, Telegram и Instagram: как продвинуть там юрфирму

Facebook, Telegram и Instagram: как продвинуть там юрфирму
Если правильно вести свои соцсети, то к вам придут не только новые клиенты, но и перспективные молодые юристы. Правда, для начала придется как следует продумать стратегию ведения «страничек» на разных площадках. Дублированием информации в этом направлении не отделаться.

В какие соцсети идти юркомпаниям

Сегодня вести хотя бы один аккаунт в социальных сетях – это гигиенический минимум для маркетинговой политики юрфирмы. Может быть, лишь на ступень ниже корпоративного сайта, говорит BD-Менеджер Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) Профайл компании Надежда Бобина. Порой соцсети привлекают даже больше внимания к юркомпании, чем ее официальный портал. Информация там обновляется активнее, объясняет PR-директор КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании Екатерина Сапова: «Оповещение о мероприятиях, вебинарах, комментариях, новых проектах бывают по несколько раз в день».

Но не стоит рассматривать подобные «странички» как способ для прямого привлечения клиентов. Это скорее инструмент для близкого знакомства с фирмой и ее услугами, подчеркивает эксперт. Соцсети разбавляют строгий имидж адвокатских бюро и юрфирм. Помогают донести наши ценности и сформировать имидж привлекательного работодателя, добавляет директор по развитию АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал Наталья Николаева. А еще благодаря таким платформам удается показать, что за крупными проектами и достижениями компании стоят реальные люди, замечает Екатерина Деревщикова, руководитель отдела маркетинга ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры Лемчик, Крупский и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право группа Защита персональных данных группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Трудовое и миграционное право 7место По количеству юристов 14место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании .

Задумываясь о своем позиционировании на этих площадках, важно не забывать о целевой аудитории. В зависимости от соцсети она разнится. По статистике Mediascope, во «ВКонтакте» (ВК) преобладают пользователи от 25 до 34 лет со средним доходом. Схожие цифры у Telegram, где «сидят», в основном, специалисты из ИТ-отрасли. А в Facebook больше тех, кому 35–44 и с зарплатами выше средних. У Instagram с TikTok «юзеры» еще моложе, чем в ВК, и менее платежеспособные.

К сожалению, часто компании, принимая решение быть в соцсетях, исходят из того, что «у всех есть, пусть и у нас будет», а не из собственной стратегии развития. Ее, к слову, часто у юркомпаний тоже как таковой нет.

Наталья Клейн, консультант по развитию бизнеса

Учитывая подобный расклад, к бизнес-площадкам в большей степени на российском рынке относятся Facebook и Telegram. Там сегодня сосредоточено предпринимательское сообщество и представители СМИ, поэтому две этих площадки идеально подходят для оперативной доставки необходимой информации, уверена юридический PR-консультант Анастасия Глущенко. Так, клиенты Land Law Firm страничку юрфирмы в Facebook читают даже больше, чем тонко настроенную email-рассылку.

Не стоит забывать и про ВК, которое используется для общения со студентами, чтобы привлечь молодые кадры в юрфирму, отмечает Бобина. Правда, из крупных юрфирм там заметна только ЮФ Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Трудовое и миграционное право группа Цифровая экономика группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Финансовое/Банковское право группа Защита персональных данных группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право . Тем не менее внешний эксперт по комплексному маркетингу юрфирм Елена Прохорова советует присмотреться к этой соцсети, учитывая современные политические риски. Завтра заблокируют Twitter, а послезавтра могут и Facebook, тогда остается наш родной ВК, призывает держать в голове самый пессимистичный сценарий эксперт.

В юрмаркетинге очень выражено стадное поведение. То «все в Instagram». То «нет вас в Telegram – нет у вас будущего». То «мы в TikTok набирать 1 млн подписчиков». Да, использовать соцсети необходимо, но это должно укладываться в стратегию продвижения вашей юрфирмы. И желательно до начала продвижения согласовать ее (именно стратегию) с управляющим партнером и/или партнерами.

Инга Скворцова, директор по маркетингу ЮФ Клифф Клифф Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение (медицина и здравоохранение) группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 48место По выручке

Молодежный Instagram порой подходит для продаж юруслуг. Речь идет о тех случаях, когда целевая клиентура – малый/средний бизнес или физлица, говорит консультант по юридическому маркетингу и продвижению Елена Успенская. Там значительно больше аудитория и выше активность пользователей, перечисляет преимущества Прохорова. Но с каждым годом, по ее словам, Instagram для продвижения бизнеса становится все дороже и дороже.

Даже заблокированный в России LinkedIn можно использовать. За пандемийный год эта площадка заметно «ожила». Российская аудитория у нее выросла на 2 млн человек. Об этом писал в своем ТГ-канале «99 франков без НДС» директор по маркетингу АБ КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Антимонопольное право группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Уголовное право Профайл компании Церен Савгуров. По словам Успенской, в  LinkedIn особенно удобно искать сотрудников с опытом и поддерживать связи бренда с зарубежной аудиторией.

Еще лет пять назад мы вели и Вконтакте, и Instagram, и даже Twitter, но сейчас мы пришли к тому, что это только затраты по времени. Если делать хорошо и действительно с заботой к пользователям, то ресурсы уходят значительные. При этом нет видимых и количественно измеряемых показателей влияния на прибыль фирмы и иные составляющие бренда. Для рынка юруслуг рабочие инструменты – это Facebook и Telegram.

Надежда Бобина, BD-менеджер Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) Профайл компании

Не стоит бояться заходить и на совсем новые платформы. Прохорова приводит в пример опыт продвижения своего клиента, Criminal Defense Firm Criminal Defense Firm Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании , в Clubhouse (см. «Разговоры без купюр: как юристы используют ClubHouse»). По ее словам, «засветившись» там, юрфирма увеличила пользовательский охват в других соцсетях в 10–15 раз, партнеры завели очень полезные знакомства и получили клиентское обращение от одного из слушателей. Для адвокатских образований, нацеленных на бизнес, один такой доверитель из соцсетей может окупить работу digital-маркетолога на годы вперед, подчеркивает эксперт.

Главное в таком пиаре – системность. Важно, чтобы посты в соцсетях появлялись регулярно. И задача ежедневной генерации нового контента не решается в один клик, предупреждает директор по маркетингу и развитию бизнеса ЮФ Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) Профайл компании Светлана Иванова: «Это комплексная работа со СМИ, клиентами, сотрудниками, партнерами и организаторами мероприятий».

Редко можно увидеть аккаунты юрфирм, которые выходят за рамки стандартных представлений о корпоративных аккаунтах. Нужно ломать стереотипы, научиться подавать информацию живее, ближе к аудитории. Уделять внимание оформлению страниц, думать над визуальной подачей материала. Всегда смотрите на свою соцсеть глазами читателей, уважайте свою аудиторию – подавайте контент максимально удобно для читателя, интересным и легким для восприятия.

Екатерина Сапова, PR-директор КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании

Что и где лучше публиковать

При этом нужно учитывать специфику ведения каждой из соцсетей. У них разная аудитория, поэтому посты должны отличаться, а не дублироваться. Надо уважать своих подписчиков, подчеркивает Деревщикова: «Читать одно и то же пользователь не станет, оставив наиболее удобный для себя вариант, а от остального отпишется». Любой SMM-специалист скажет, что у каждой соцсети должен быть свой стиль оформления, соглашается с коллегой Савгуров. Как минимум – разный формат иллюстраций, как максимум: различный рубрикатор и контент-план.

Тот же Instagram создавался как фотобанк, поэтому для него нужен качественный фото- и видеоконтент. Тексты к публикациям там должны быть короткими и без гиперссылок, которые не поддерживает этот ресурс, поясняет директор по развитию бизнеса АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Елена Дебс: «Люди заходят туда не для того, чтобы наслаждаться «лонгридами». Так, АБ КИАП делится в своем Instagram-профиле фотографиями из жизни бюро: выкладывают снимки с конференций, в которых участвовали их эксперты, и рассказывают о внерабочих активностях команды.

Пожалуй, самая большая площадка русскоязычного юрсообщества – это Facebook. Здесь активнее всего юристы обмениваются опытом, делятся своими достижениями и активно спорят. Об этом мы недавно писали в материале «Конституция, банкротство и пандемия: о чем спорили юристы в Facebook».

Тут можно заявить о себе и выстроить контакт с разными сегментами аудитории, включая крупный бизнес, констатирует директор по BD, маркетингу и PR АБ Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Ирина Загорская. Корпоративный канал тут может решать абсолютно разные задачи, уверена она: имиджевые, маркетинговые, HR и другие. Их адвокатское бюро, да и другие рульфы действительно публикуют на своих страничках в Facebook разноплановый контент: от объявлений о вакансиях до обзоров изменений в законодательстве.

В Telegram-каналах юрфирмы стараются писать про одну отрасль права, а не обо «всем и сразу». «Ветеран» на этой площадке – TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Профайл компании . Канал компании существует уже четыре года и публикует свои гайдлайны по налогам. Столько же по времени и каналу юрфирмы CLAIMS , где пишут про интеллектуальное право. Полтора года назад собственный канал завела ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. , которая выкладывает свои соображения по бизнес-тематике и не только.

C наступлением карантина год назад в мессенджер со своими каналами пришли Dentons (про Недвижимость и строительство, а также Competition & Compliance) и Пепеляев Групп о налогах. У петербургского офиса Dentons собственная площадка – с обзорами и подкастами, а еще есть удобный ТГ-бот по поиску мер поддержки для бизнеса через ИНН.

Тelegram-каналы подойдут, если у фирмы много правовых обзоров, ссылок на новости и изменения в законодательстве, утверждает Полина Васько из Allen&Overy. Тут ценится оперативность, поэтому многие юркомпании позволяют вести Telegram-каналы своим юристам. У КИАП есть канал «Международный арбитраж», который поддерживает команда практики международного арбитража во главе с партнером Анной Грищенковой. А юристы ФБК Legal ФБК Legal Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Санкционное право Профайл компании ведут целых пять каналов в Telegram: Практика.Live, Практика.IP, Практика.antitrust, Практика.ГЧП и Практика.Tax. У первых двух уже больше 1000 подписчиков.

При этом перенасыщать свои соцсети исключительно профессиональной информацией не стоит. Слишком формальный стиль общения с аудиторией на таких площадках – это минус, считает руководитель по маркетингу и PR BFL | PATENTUS BFL | PATENTUS Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) Светлана Лашук. Как правило, больше внимания у аудитории привлекают события «из жизни» юристов, а не деловые новости и достижения, замечает Николаева. Посты о тематических корпоративных выездах и мероприятиях, а также рассказы об участии юристов в социальных проектах дают хороший отклик аудитории, подтверждает Сапова. 

Публикуя в социальных сетях исключительно экспертный контент в жанре меморандумов, вы вряд ли станете популярными. То есть потратите время неэффективно. Серьезный канал тоже можно вести увлекательно и результативно, подавая тексты и видео так, что их можно быстро и удобно воспринимать и запоминать важное.

Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению

Не все, что пишешь от себя лично, позволительно «постить» от имени юрфирмы. Любая публикация будет считаться официальной позицией всей фирмы, подчеркивает Васько. И не стоит забывать про общую черту соцсетей – тренд на краткость и пользу, говорит Савгуров.


Что нельзя «постить» юрфирмам

– Оскорблять коллег по рынку.

– «Поливать грязью» бывших сотрудников.

– Публиковать откровенные фото с вечеринок.

– Навязывать свои услуги с призывом что-то купить.

– Поверхностно оценивать кейсы коллег из других юрфирм.

– Публиковать слишком много постов.

– Допускать некорректные сравнения с конкурентами.

Источник: Советы экспертов, опрошенных для текста.

Как правильно совместить корпоративные аккаунты с личными

Нет идеальных рецептов и о том, как партнерам стыковать персональные аккаунты с корпоративными. А делать это нужно, так как позволяет охватить более широкую аудиторию. Тем более, что доверие к конкретному человеку формирует доверие к компании в целом, поясняет Деревщикова.  

Поэтому даже в комментариях и постах с личных аккаунтов стоит «смягчать острые углы» и «дозировать экспрессию», советует Успенская. При этом заполнять свою «страничку» перепостами из корпоративного аккаунта довольно бессмысленно, тут же подчеркивает она: «Лучше тогда уж не вести ее совсем».

Личные аккаунты партнеров юрфирм традиционно живее, чем корпоративные. Поэтому часто именно первые становятся более интересными и «рекламными», чем вторые с сухой и выдержанной информацией, говорит Клейн. По ее словам, важно, чтобы они не противоречили друг другу в своей повестке: «Если компания в корпоративном аккаунте провозглашает идею охраны дикой природы, то фото партнера этой юрфирмы в личном аккаунте с трофеем на охоте на диких животных будет выглядеть, мягко говоря, не очень хорошо».

Лучше всего в соцсетях привлекают сами люди, лица компании. Это давно доказали многочисленные исследования. Сделайте со своими коллегами классную фотографию в офисе, как вы рады победе в рейтинге, наложите свой фирменный логотип – и вот вам небанальная картинка, которой точно ни у кого не будет.

Елена Прохорова, внешний эксперт по комплексному маркетингу юрфирм

Выигрышно будет смотреться аккаунт, в котором есть все: хобби, семья и работа. Одним словом, жизнь успешного человека со своими взлетами и падениями, считает Лашук. Причем, если партнер пишет не только о позитивном, но и о провалах и трудностях, это вызывает шквал поддержки со стороны читателей, резюмирует она: «Чувствуется эмпатия и принятие».