Гуру рейтингов и личных брендов: итоги премии юрмаркетологов
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Сейчас без работы маркетолога сложно представить работу юрфирмы. Они делают личные бренды юристов узнаваемыми, а проекты и практики — известнее и, следовательно, прибыльнее. Право.ru организовало первую национальную премию в области юридического маркетинга. Гуру рейтингов и лучшие эксперты в продвижении получили свои награды 16 сентября.
Best Law Firm Marketing — национальная премия в области юридического маркетинга, аналогов которой нет в России. В 2021 году она проходит впервые. Сами маркетологи отнеслись к идее профессиональной премии положительно. «Еще до объявления премии мы обсуждали с коллегами, как было бы классно, если бы маркетологов тоже выделяли и награждали. Потому что мы бойцы невидимого фронта, но всегда на передовой», — поделилась Екатерина Сапова, PR-директор КА DelcredereDelcredereФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаФинансовое/Банковское правогруппаЧастный капиталПрофайл компании. С ней согласна и Анастасия Махнева, партнер и директор по развитию ЮФ INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ)INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ)Федеральный рейтинг.группаЗащита персональных данныхгруппаЦифровая экономикагруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)13место
По количеству юристов30место
По выручке на юриста45место
По выручкеПрофайл компании.
Мы всегда делаем очень много, чтобы наши юристы получали различные награды и премии. И вот, наконец, награда появилась и у нас.
Анастасия Махнева
То, что подобная премия для маркетологов была необходима, считает и Семен Калин, пресс-секретарь Стрижак и партнерыСтрижак и партнерыФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)Профайл компании. «Есть даже ощущение у самих маркетологов, что мы какие-то ненужные. Если ты внутри фирмы организуешь мероприятия, то славу получают твои юристы», — объяснил Калин. Теперь же и маркетологи могут посоревноваться в компетенциях и получить заслуженную награду за работу. «Это [победа в премии] должно войти в KPI [ключевые показатели] всех маркетологов», — уверен Калин.
Заявки на первую премию для юрмаркетологов можно было подать до 15 августа. Дальше проекты проверяли в два этапа: сначала их оценивал оргкомитет и только потом экспертный совет. Предварительный отбор кейсов гарантировал соответствие заявленной номинации и одинаково высокий уровень всех проектов. А жюри, анализируя работы участников, уже оценивало их значимость, креативность, эффективность и соответствие замысла и результата. Экспертный совет состоял из 20 специалистов в различных областях: партнеры юрфирм — те, кто заказывает маркетинговые услуги, инхаус-юристы — те, на кого направлены маркетинговые активности юрфирм, и представители СМИ, которые ежедневно помогаюет юридическим фирмам создавать уникальный контент. Эксперты премии оценивали только те проекты, что относятся к зоне их профессиональной компетенции.
Всего было 8 номинаций. Они касались как построения личного бренда, так и продвижения отдельных направлений или услуг, благотворительности и нативных, то есть полезных для аудитории, проектов. «Мы постарались описать все активности юридического маркетинга и рады, что на каждую номинацию поступило большое число проектов», — рассказал Алексей Отраднов, коммерческий директор Право.ru. В первый же год премии участники направили 143 заявки. Такой активности от рынка юридического маркетинга не ожидали даже организаторы.
Единственный победитель и рейтинговые гуру
Лучшим внешним консультантом стала Елена Успенская. Она представила сразу несколько успешно реализованных проектов, в том числе «Антимонопольный форум — 2021» для «Ассоциации антимонопольных экспертов» и «Клуб выдающихся кредиторов» для АБЗабейда и партнерыЗабейда и партнерыФедеральный рейтинг.группаУголовное право и ЮКЗАО «Сотби»ЗАО «Сотби»Федеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаСемейное и наследственное правогруппаУголовное правогруппаЧастный капиталПрофайл компании. Это площадка, на которой можно обсудить, как обстоят дела с банкротством контрагентов, рассказать о личном опыте. Успенская напомнила, что около года назад она ушла во фриланс, и эта награда подтверждает, что сделала это не зря. Более того, Успенская оказалась единственным победителем в номинации.
Лично для меня премия — очень важный знак. Уходить на фриланс было страшно, а оценить результаты своей работы внешнему консультанту еще сложнее, поскольку у него обычно нет доступа к полной картине. Награда показала мне, что я все делаю правильно, и сильно меня вдохновила!
Елена Успенская, консультант по юридическому маркетингу и продвижению
«Рейтинговыми гуру» признали Светлану Демичеву, руководителя по маркетингу и связям с общественностью Dentons. Еще один победитель в этой номинации — Анастасия Махнева, партнер и директор по развитию ЮФINTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ)INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ)Федеральный рейтинг.группаЗащита персональных данныхгруппаЦифровая экономикагруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)13место
По количеству юристов30место
По выручке на юриста45место
По выручкеПрофайл компании Участие в рейтингах она считает серьезным внутренним проектом, которым компания занимается уже больше 10 лет. Для этого у фирмы есть своя команда, выработанные методики. Сразу три человека трудятся только над заполнением анкет. Такая усердная работа дает свои плоды: каждый второй юрист компании удостоен личных рекомендаций в международных или национальных рейтингах.
Получить новые награды в рейтингах и удержать уже занятые позиции удалось КА DelcredereDelcredereФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаФинансовое/Банковское правогруппаЧастный капиталПрофайл компании благодаря PR-директору Екатерине Саповой. По ее словам, направление рейтинговой работы — одно из основных дня нее. Она полагает, что маркетолог всегда должен видеть проекты фирмы, собирать их в течение года. У DelcredereDelcredereФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаФинансовое/Банковское правогруппаЧастный капиталПрофайл компании для этого есть специальная таблица, которую заполняют юристы. Потом из списка выбирают самые сильные кейсы и выдвигают их в рейтинги. Важно не только подобрать действительно интересное дело, но и правильно его презентовать. «Нужно выбирать из проекта «самое вкусное» и продемонстрировать это в описательной части», — рассказала Сапова.
Личный бренд и маркетинговая стратегия
Сапова стала лучшей и в другой номинации — «Построение личного бренда юриста». Она занималась развитием бренда партнера Анастасии Тараданкиной. Юрист модерировала множество юридических мероприятий и выступала на них, в частности, на форуме «Юга России» от Право.ru, и давала комментарии для СМИ. В результате эксперта впервые отметили юррейтинги, она расширила клиентскую базу и заключила несколько агентских договоров.
При правильной PR-стратегии герой фирмы сможет добиться результата: выйти в более широкое инфополе, стать заметным для юридического рынка и быть желанным гостем на мероприятиях.
Екатерина Сапова
Награду получил и Сергей Блохин, менеджер по связям с общественностью BLS. С экспертным советом он поделился, как повышал узнаваемость управляющего партнера юрфирмы Елены Кожемякиной. За два года ему удалось увеличить число публикаций с упоминанием эксперта почти в три раза. Внушительных результатов удалось добиться и Элине Собакарь, операционному директору BGP LitigationBGP LitigationФедеральный рейтинг.группаАПК и сельское хозяйствогруппаАнтимонопольное правогруппаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаКомплаенсгруппаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаТранспортное правогруппаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры high market)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование)группаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование)группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаЧастный капиталгруппаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаПриродные ресурсы/ЭнергетикагруппаУголовное право3место
По выручке3место
По количеству юристов9место
По выручке на юристаПрофайл компании, которая развивала личный бренд партнера Виктории Дергуновой. В 2020-м юридическая фирма объявила об открытии практики семейного права, которую возглавила Дергунова. Перед операционным директором стояла задача — повысить узнаваемость всей компании через позиционирование руководителя новой практики, чтобы Дергунова ассоциировалась с семейным правом и защитой детей. В итоге индекс ее заметности с 2019 по 2020 год вырос больше чем в четыре раза.
В номинации «Бизнес-челлендж» эксперты премии оценивали успешность развития маркетинговой стратегии юрфирмы в целом, запуск новой практики или услуги. По словам организаторов, это оказалась самая конкурентная номинация, поступило 23 заявки. Ирина Загорская из АБАдвокатское бюро ZKSАдвокатское бюро ZKSФедеральный рейтинг.группаУголовное право33место
По выручкеПрофайл компании представила проект деловой бизнес-игры «Откройте, полиция!». В игре участники проживают все ужасы «атаки» силовиков и вырабатывают стратегию защиты своего бизнеса и сохранения личной свободы.
За два последних года бюро провело две подобные игры, в каждой участвовало порядка 20 человек. Как результат — прирост числа корпоративных клиентов и количества запросов на корпоративные тренинги уголовного-правового характера от экспертов фирмы. Жюри удостоило этот проект первого места. Второе получило АБ K&P.GroupK&P.GroupФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаБанкротство (споры mid market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСемейное и наследственное правогруппаНалоговое консультирование и споры (консультирование)группаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаСанкционное правогруппаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)группаУголовное право, которое в 2020 году создало «Международный клуб инхаус-юристов». На третьей строчке оказалась Татьяна Лаптева, директор по маркетингу ЮК TAXOLOGYTAXOLOGYФедеральный рейтинг.группаНалоговое консультирование и споры (споры)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование)группаВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право)группаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаЦифровая экономикаПрофайл компании , которая рассказала о запуске новой услуги «Налоговые льготы». Фирма занималась контент-продвижением, в частности запустила свой телеграм-канал. В итоге инвестиции в маркетинг, по словам Лаптевой, окупились на 3 480% — внедрение увеличило выручку компании в целом.
Проекты и благотворительность
Еще одна номинация «Нативный контент» — оценивалось создание контента любого типа на любых площадках. Первое место взяла Алена Бачинская, советник АБ S&K ВертикальS&K ВертикальФедеральный рейтинг.группаБанкротство (споры mid market)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСемейное и наследственное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаЧастный капитал3место
По выручке на юриста5место
По выручке22место
По количеству юристовПрофайл компании. Она представила проект «Корпоративные войны». Команда бюро совместно с Право.ru готовит его ежегодно с 2017 года. Это своеобразный рейтинг самых значимых корпоративных споров года. В 2021-м в подборку вошли корпоративные конфликты, отягощенные уголовным преследованием. Бачинская поделилась пока промежуточными результатами проекта, его просмотрели более 24 000 человек.
Церен Савгуров, директор по маркетингу и развитию бизнеса, и Анна Грищенкова, партнер АБ КИАПКИАПФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (споры mid market)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаСтраховое правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)группаУголовное правоПрофайл компании, рассказали, как бюро подготовило книгу под названием «Арбитраж в Азии». «В последние несколько лет наши доверители все чаще обращались к нам за консультациями по вопросам арбитража в Азии. Учитывая практически полное отсутствие информации об арбитраже в Азии на русском языке и опыт команды международного арбитража, мы решили подготовить книгу, чтобы ответить на возникающие вопросы наших клиентов», — объяснили участники премии. В итоге их проект занял вторую строчку.
В следующей номинации «Спонсорство» оценивались проекты по продвижению услуг через спонсирование событий и мероприятий. Лучшей признали работу Елены Швецовой из ЮФ BFL | Арбитраж.руBFL | Арбитраж.руФедеральный рейтинг.группаБанкротство (споры high market)группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаПриродные ресурсы/ЭнергетикаПрофайл компании Она организовала спонсорство ассоциации специалистов по банкротству и управлению проблемными активами «Банкротный Клуб». В клубе исследуют актуальные вопросы отрасли, тенденции и самые яркие кейсы из практики. Лучшим в «Благотворительности» жюри признало проект по сохранению объектов культурного наследия ЮФ Городисский и ПартнерыГородисский и ПартнерыФедеральный рейтинг.группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии), который реализовали под руководством Венеры Кануковой.
А гран-при получили организаторы благотворительного забега юристов Legal Run. С 2014 года он объединяет представителей профессионального сообщества юристов всего мира в поддержку подопечных благотворительного фонда «Подари жизнь» и нескольких региональных фондов. За все время было собрано больше 20 млн руб.
В 2014 году этот проект был придуман, но реализовали его вы все. Это проект уже не КИАП и не мой, он уже наш общий.
Андрей Корельский, управляющий партнер КИАПКИАПФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (корпоративные споры)группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (споры mid market)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаКомплаенсгруппаМеждународные судебные разбирательствагруппаМеждународный арбитражгруппаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаСтраховое правогруппаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаТрудовое и миграционное правогруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)группаУголовное правоПрофайл компании
Последними награды получили победители номинации Best Law Firm Website, их определяли в трех категориях. Лучшими сайтами юрфирм признали порталы Land Law FirmLand Law FirmФедеральный рейтинг.группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)Профайл компании,BFL | PATENTUSBFL | PATENTUSФедеральный рейтинг.группаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика), КА DelcredereDelcredereФедеральный рейтинг.группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаСанкционное правогруппаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаФинансовое/Банковское правогруппаЧастный капиталПрофайл компании. Вторая номинация — «Лучший дизайн». Победителем стал АБ Адвокатское бюро AsteriskАдвокатское бюро AsteriskФедеральный рейтинг.группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)группаАрбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market)группаБанкротство (споры mid market)группаГЧП/Инфраструктурные проекты26место
По выручке со своим сайтом, который создает иллюзию личного общения с клиентом. Вторую по счету награду получила страничкаLand Law FirmLand Law FirmФедеральный рейтинг.группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаРитейл, FMCG, общественное питаниегруппаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (консультирование)Профайл компании, которая стала финальным этапом смены визуального образа после ребрендинга, проведенного в 2021 году. Внимание заслужил и минималистичный сайтLidingsLidingsФедеральный рейтинг.группаФармацевтика и здравоохранение (фармацевтика)группаАрбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market)группаЗащита персональных данныхгруппаИнтеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры)группаИнтеллектуальная собственность (регистрация)группаПриродные ресурсы/ЭнергетикагруппаТранспортное правогруппаТрудовое и миграционное правогруппаАнтимонопольное правогруппаБанкротство (споры mid market)группаИнтеллектуальная собственность (консультирование)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения (high market)группаТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)группаНалоговое консультирование и споры (консультирование)группаСанкционное право6место
По выручке на юриста16место
По выручке23место
По количеству юристов. А самыми эффективными жюри признало порталы ЮК «Центральный округЦентральный округРегиональный рейтинг.группаАнтимонопольное правогруппаНедвижимость, земля, строительствогруппаРазрешение споров в судах общей юрисдикциигруппаТрудовое и миграционное правогруппаБанкротствогруппаИнтеллектуальная собственностьгруппаНалоговое консультирование и спорыгруппаАрбитражное судопроизводство (крупные споры: high market)группаКорпоративное право/Слияния и поглощения9место
По количеству юристов17место
По выручкеПрофайл компании», АБ Казаков и партнерыКазаков и партнерыФедеральный рейтинг.группаБанкротство (реструктуризация и консультирование)группаБанкротство (споры mid market)группаНедвижимость, земля, строительство (споры)группаУголовное правогруппаЭкологическое правогруппаАнтимонопольное правогруппаСемейное и наследственное правогруппаЧастный капитал и самой большой юркомпании Белоруссии (согласно информации на сайте) АБ «REVERA».