Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Спецвыпуск: Право-300
4 декабря 2021, 14:53

Истории фирм из «Право.ru-300»: как они появились и какие стратегии выбрали

Истории фирм из «Право.ru-300»: как они появились и какие стратегии выбрали
Руководитель практики крупной юрфирмы давно мечтал уволиться и основать свой бизнес. Но уйти значило отказаться от гарантированного заработка и стабильного потока клиентов. Другой юрист задумался о своей фирме, когда не смог взять интересное дело из-за потенциального конфликта интересов, а работодатель отказался выдавать премии сотрудникам его практики. Самым тяжелым стало не только объявить об уходе, но и пережить ответные атаки работодателя, который соблазнял остаться. Так начинался путь к своему бизнесу у партнеров, чьи истории мы записали. А сейчас их компании — в первой группе рейтинга «Право.ru-300».

АБ Адвокатское Бюро ЕПАМ Адвокатское Бюро ЕПАМ Федеральный рейтинг. группа АПК и сельское хозяйство группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Уголовное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Рынки капиталов группа Семейное и наследственное право группа Транспортное право группа Трудовое и миграционное право группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика группа Частный капитал группа Экологическое право 1место По выручке 1место По количеству юристов 2место По выручке на юриста Профайл компании — первая российская юрфирма, созданная по американскому образцу. Ее основали в 1993 году, когда крупнейшие западные корпорации открывали для себя постсоветское пространство. Тогда на юридическом рынке были две крайности: ильфы, которые убеждали клиентов в безнадежности ситуации, и местные «решалы», которые просили деньги для судей и оставляли их себе, рассказывал Дмитрий Афанасьев, председатель комитета партнеров «ЕПАМ», в одном из интервью Право.ru. По словам адвоката, в этих условиях достаточно было не обманывать тех, кто обращается за юридической помощью, и этого бы хватило, чтобы на общем фоне стать лидером рынка. Устройство выбрали по модели американских юрфирм, где доход и убытки делятся между всеми партнерами. 

Идея была совместить знание российского правоприменения с пониманием западных деловых обыкновений и добавить смекалку. 

Дмитрий Афанасьев

«Клиенты шли один за другим», — вспоминает Афанасьев. Это были иностранные компании, заинтересованные в том, чтобы прийти на наш рынок, и российские предприниматели, которые хотели вести бизнес с партнерами из США. Фирма постепенно развивалась, открывая новые офисы и практики. В 2011-м бюро объявило о слиянии с международной юридической фирмой Magisters. После объединения коллектив насчитывал более 300 юристов, включая 27 партнеров. Бюро опередило всех международных и российских конкурентов по размеру команды и диапазону областей практики. В том же году бюро провело второе поглощение, объектом которого стала юркомпания Principium. Сейчас «ЕПАМ» объединяет порядка 500 специалистов и является крупнейшей юрфирмой в СНГ, куда «благодаря административному ресурсу приходят нетривиальные проекты».

В 2002 году фирма называлась «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», а в штате было всего 19 сотрудников: 15 юристов и четыре человека в администрации. «В начале мы исходили из сильных сторон и сделали упор на налоговую практику, которая приносила нам основную выручку», — вспоминает управляющий партнер Сергей Пепеляев. Тогда на рыке было мало юристов, которые могли похвастаться подобной специализацией, поэтому в фирму обращались российские и международные компании. Потом к команде стали присоединяться эксперты в других областях. Стали открываться другие практики, которые «обрастали» новыми клиентами и проектами. «Такой путь развития юридической компании видится мне правильным и гармоничным», — считает Пепеляев.

В 2008 году команду покинул Андрей Гольцблат с несколькими десятками юристов. Он присоединился к ильфу Berwin Leighton Paisner. В результате была образована новая компания — Goltsblat BLP. Пепеляев же сказал, что «они хотят оставаться российской фирмой». 

Я никогда не подбирал в команду юристов, которые заведомо слабее меня. Неправильно думать, что только так ты сможешь оставаться лидером. Наоборот, этот груз потянет вниз и тебя тоже. С людьми, знающими себе цену, работать, конечно, непросто. Но здесь все строится на взаимном уважении, синергии и общих горизонтах.

Сергей Пепеляев

С организацией вначале было трудно. «Если штат маленький (до 20 человек), то сотрудники берут на себя и другие функции: маркетинг, внутреннюю юридическую работу, например. Но затем надо создавать профессиональный аппарат, иначе не будет развития», — уверен эксперт. Тогда в штате появляются люди, которые выстраивают взаимоотношения с прессой или занимаются финансовым учетом. Как считает Пепеляев, оптимальных административных расходов можно достигнуть в фирме, которая выросла до 60–70 юристов или более. 

Адвокатское бюро КИАП КИАП Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Антимонопольное право группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Уголовное право Профайл компании основали трое: Андрей Корельский, который сейчас является управляющим партнером, и два партнера — Константин Астафьев и Илья Ищук. Идея создать свою юрфирму родилась спонтанно, но само решение далось не так просто. «Всегда сложно сделать первый шаг, когда у тебя в целом все есть: хорошая зарплата, хороший офис, стабильный объем задач от клиентов. В один момент ты оказываешься в «чистом поле», и все надо начинать с нуля на свой страх и риск», — вспоминает Корельский. Тогда он руководил арбитражной практикой в крупной российской компании, но несмотря на сомнения и страхи решился с партнерами создать свой бизнес.

Проблем вначале всегда много: от поиска хорошего офиса и его ремонта до покупки оргтехники, найма сотрудников, создания сайта и поиска новых клиентов. Но эти хлопоты и заботы были, наоборот, приятными, ведь энергия и мотивация первых лет в своем бизнесе зашкаливает. Все получалось весело и задорно.

Андрей Корельский

Изначально «КИАП» задумывался как маленький судебный бутик. Корельский шутит, что эта стратегия «через пару лет потерпела фиаско»: команда быстро росла, а практики активно расширялись. Сейчас в штате порядка 40 адвокатов, юристов и патентных поверенных. Управляющий партнер считает самым важным для любой юрфирмы — собрать сплоченную команду специалистов. А уже потом думать обо всем остальном: от комфортного офиса до презентации каждого сотрудника на сайте компании в разделе «Коллектив».

Адвокатскую практику Александра Майданник начала в 1990-е годы, когда помогала зарождающемуся российскому бизнесу. «К нулевым многие из моих клиентов выросли в собственников крупных предприятий, и я поняла, что просто не справляюсь одна», — вспоминает Майданник. Так в 2002 году пришла идея создать КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании . В первый год работы в штате было четыре адвоката, через два года — шесть, а через пять лет — уже пятнадцать. Delcredere задумывалась как юридический бутик, который занимается сложными коммерческими спорами. Эту концепцию Майданник сохраняет и сейчас, когда в коллегии уже больше тридцати сотрудников.

Самым сложным периодом оказались не первые годы становления Delcredere. Тогда мы все были замотивированы новыми задачами, вдохновлены первыми большими победами, серьезным ростом доходов компании и личных доходов. Кризис случился между седьмым и десятым годом существования фирмы.

Александра Майданник

Майданник говорит, что в этот период прошла эйфория от первых успехов, начался своеобразный застой. Выход был в поиске новой стратегии, в том числе за счет открытия новых практик. По мнению эксперта, чтобы российской юрфирме стать успешной, нужно сочетать технологичность западных компаний, современные бизнес-практики и учитывать специфики российского менталитета. Речь по эмоциональную вовлеченность в процесс, отождествление собственных интересов с интересами клиентов.

Максим Кульков много лет работал партнером в известных юридических фирмах, где руководил практиками разрешения споров. Идея создать собственный бизнес появилась после того, как на прежнем месте работы ему запретили брать интересное потенциальное судебное дело из-за конфликта интересов. Дело в том, что один из партнеров фирмы надеялся заполучить в качестве клиента крупную компанию, против которой нужно было работать в этом деле. 

В это же время Кульков просил выдать премии сотрудникам его практики. Но работодатель отказался, потому что дела у фирмы в целом были не очень. 

Я собрал в курилке ключевых сотрудников своей практики и предложил «делать ноги». Нам нужна своя фирма, где мы будем сами всем заправлять. Они согласились. Самым тяжелым было пойти и объявить о нашем уходе и пережить все последующие атаки, направленные на то, чтобы разбить команду и соблазнить кого-то остаться. Но никто не дрогнул.

Максим Кульков

Так в феврале 2015 года три партнера — Максим Кульков, Олег Колотилов и Николай Покрышкин — открыли ЮФКульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Международные судебные разбирательства группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании . Кульков называет это решение не самым простым, так как до этого ни он, ни партнеры не были «в свободном плавании». 

У новой фирмы получилось хорошо зарекомендовать себя на рынке. Труднее, говорит Кульков, было разобраться с бытовыми вопросами. На первых порах самим приходилось обустраивать помещение, где расположилась юрфирма. Бывали ситуации, когда «приходилось бежать в соседний магазин за водой или туалетной бумагой». Тогда стало ясно, что без хорошего секретаря и офис-менеджера не обойтись.

Что же касается выбранного курса развития, для работы Кульков вместе с партнерами выбрали узкое направление — только сложные коммерческие споры. Кульков признается, что периодически есть соблазн развивать и другие практики, но команда твердо придерживается изначального курса. В нем эксперт видит для себя три главных преимущества. Первое — узкая специализация повышает эффективность. Второе — интенсивное развитие, то есть развитие вглубь, а не вширь, делает «истинными профессионалами своего дела». Третье — специфика бутика, когда каждый знает каждого. «Пока все помещаются на моей даче во время наших ежегодных летних корпоративов, это бутик», — объясняет Кульков.

Фирму Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Антимонопольное право группа Санкционное право группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) Профайл компании основали три бывших партнера именитой юрфирмы ЮСТ ЮСТ Федеральный рейтинг. группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Трудовое и миграционное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 15место По количеству юристов 17место По выручке на юриста 21место По выручке Артур Рохлин, Артем Кукин и Алексей Попов, когда поняли, что у них одинаковые взгляды на юрбизнес, отношения с клиентами и сотрудниками, ценности и принципы. Благодаря опыту совместной работы было легко договариваться, но какие-то вещи приходилось делать впервые, например подбирать бэк-офис — секретариат, кадровиков, ассистентов, маркетологов. «В 2014 году нас было пятеро, три партнера и еще два юриста, а сейчас в команде более 60 человек», — говорит Рохлин. По его словам, за время существования фирма несколько раз получала предложения о слияниях, но отказалась ото всех, чтобы сохранить независимость.

Рохлин подчеркивает, что в «Инфралексе» уделяют особое внимание образованию и обучению. Помогают специалистам повышать квалификацию и участвуют в развитии юридической профессии, сотрудничая с вузами. «Клиенты и их амбициозные, сложные, инновационные проекты — это именно то, зачем талантливые юристы приходят к нам в команду. И мы строим работу так, что даже самые юные члены команды вовлекаются в серьезные проекты, а старшие коллеги всегда готовы делиться знаниями», — делится Рохлин.

«Инфралекс» начал участвовать в рейтингах практически сразу. 

Рейтинговые агентства фактически проводят аудит, результаты которого нам полезны: мы более четко видим свою позицию на рынке и понимаем, где есть зоны роста, где надо приложить чуть больше усилий.

Артур Рохлин 

К тому же высокие позиции в рейтингах могут быть плюсом в выборе клиента. Да и в тендерах все чаще появляются требования об этом, добавляет Рохлин.

Молодым юрфирмам он советует начинать участвовать в рейтингах как можно раньше: «Пусть у исследователей «накопится» материал о вас, даже если сразу в рейтинг вы не попадете». Но лучше не распыляться на все рейтинги по всем направлениям, а выделить основные специализации.

В 2000 году Евгений Шестаков и его друг Филипп Коверченко основали INTELLECT с нуля, без клиентов и стартового капитала. Фирма занималась интеллектуальной собственностью и удачно пришла на рынок, когда эта отрасль в современном виде только формировалась. За 21 год компания научилась быть прибыльной и выросла до 88 человек. Главное богатство юрфирмы — это ее коллектив, убежден Шестаков.

Управление в юрфирме построили не на иерархии «начальник — подчиненный», а на наставничестве и проектном подчинении. Как говорит Шестаков: «Побуждаю остальных думать и действовать на основе доверия, личного примера и убеждения, а не потому, что я так сказал (никто никогда не слышал от меня фразы: «Я тут начальник, делайте, как я сказал»)». В юрфирме руководитель проекта выбирает юристов, а они его. Но все это работает, если у людей высокий уровень самодисциплины и самомотивации.

В то же время по мере роста в команде появляются новые люди другого типа: не те, кто способен самостоятельно решать задачи и брать на себя ответственность, а те, кому нужны четкие инструкции, плановая или «палочная» система. «Недостатки, сбои, срывы сроков, перекладывание ответственности, неразбериха, личные особенности — всё, что раньше казалось забавным, редким, а поэтому терпимым, стало создавать трения, склоки, превращать часть работы в хаос», — рассказывает юрист.

Я все чаще стал слышать от коллег, что необходимо радикально повысить дисциплину: нужны четкие правила, кодексы, регламенты, стандарты, усиление вертикали, то есть, говоря прямо, нужен профессиональный менеджмент. Но мне больше нравится самодисциплина и свобода.

Евгений Шестаков

И если строить бюрократию и иерархию неинтересно, выход из этого один — щепетильно относиться к подбору команды и нанимать только тех, кто разделяет ценности фирмы. «Интеллектуальная коллективная работа, особенно такая, как консалтинг, требует крайне избирательного отношения к тем, кто рядом», — подчеркивает Шестаков.

«В 1990-х я несколько лет работал заместителем начальника управления по работе с проблемными долгами Внешэкономбанка СССР, а затем — начальником управления Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. Когда ФСФО упразднили, выбор был предопределен. И в 2003 году появилась юридическая компания «Сотби», где я мог применять свои знания, опыт и умения, сфокусировавшись на банкротстве», — говорит старший партнер Дмитрий Тесис.

За год до этого, в 2002-м, появился новый закон о несостоятельности. И клиенты, и юристы тогда не всегда понимали, что такое банкротство, вспоминает Тесис. Но с тех пор и по сей день главная трудность в работе, по его словам, — повышенная конфликтогенность процедур и процессов.

К медийности и популярности в компании никогда не стремились, но идти в ногу со временем все-таки надо, признает Тесис. В компании сделали сайт, который победил в международном конкурсе, а на конференциях удалось завязать полезные знакомства не только с коллегами, но и с журналистами, которым юристы дают комментарии и помогают разобраться в сложных делах. «У нас не было плана, все получилось и так, и в этом, наверное, есть свои плюсы», — говорит Тесис.

Помимо прочего, важно создать и развивать партнерскую сеть с зарубежными коллегами-юристами, ведь глобализация повлияла и на юридический мир, говорит Тесис. «Побратимы» в иных юрисдикциях — это конкурентное преимущество, считает он.

Юрфирма Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Частный капитал появилась на рынке относительно недавно – в начале 2020 года. Но ее команда начала формироваться намного раньше - более 20 лет назад на базе специализированной коллегии адвокатов «Инюрколлегия». Григорий Захаров, управляющий партнёр Orchards, считает, что в то время команда нашла правильную нишу на рынке, подкреплённую необходимой экспертизой и желанием стать лучшими в разрешении споров. 

Мы стараемся комбинировать широкий набор маркетинговых инструментов, делаем особую ставку на экспертные активности. Но участвуем только в тех мероприятиях, которые соответствуют нашим стратегическим задачам, не распыляемся и не разбрасываемся.

Григорий Захаров

Эксперт считает, что необходимо уделять особое внимание формированию рабочей группы по каждому кейсу. Так, в каждый сложный спор всегда активно вовлечён партнёр, который на старте проекта утверждает стратегию и собирает команду исходя из необходимой специализации. Не менее значимым Захаров считает участие в рейтингах. По его мнению, это важнейшая составляющая для эффективного продвижения фирмы. Получить хорошую оценку нужно любой компании, которая планирует закрепиться на рынке, стать узнаваемой, участвовать в крупных тендерах и усиливать свою позицию в ключевых практиках.