Ошибки подписчиков
К самым распространенным читатели относят ошибки по невнимательности: не заверить нужные документы или пропустить срок на их подачу. Не грешат этим только те, кому не надо следить за ними, пишет в комментариях юрист Ростислав Казанин. Другой подписчик рассказывает, как спутал сроки на подачи жалобы по ГК и КоАП. Он думал, что они одинаковые.
Просчет юриста на практике может выразиться и в излишнем доверии к оппонентам. Не всем и не всегда стоит верить на слово.
А еще надо с аккуратностью подходить к просьбам доверителей. Некоторые из них могут не знать юридических тонкостей и настаивать на абсурдных вещах. Одна из читательниц уверена, что такому клиенту лучше отказать с мотивировкой: «Позориться придется мне, а репутация дороже денег». Сложнее в подобных случаях приходится инхаусам, которым просто так нельзя игнорировать указания начальства, даже самые странные. Надо поступать мудрее: попробовать донести верную позицию до руководителя. Все та же подписчица отмечает, что, с одной стороны, не стоит держаться за таких работодателей, а с другой — можно учиться убеждать их, когда «пожелания идут вразрез с законом».
Другая распространенная проблема опоздания. С ней может столкнуться даже самый пунктуальный юрист, который ненадолго потеряет бдительность уже около зала судебных заседаний.
В рабочем аврале некоторые специалисты даже путают целые дела, особенно если их фабулы схожи.
Пользователь Иван Иванов, словно резюмируя обсуждение, пишет: «Читаю и понимаю: не косячит только тот, кто ничего не делает». А главам юридических фирм приходится еще труднее. Управляющий партнер адвокатского бюро Ирина Гребнева поясняет, что анализирует не только свои личные профессиональные ситуации, но и случаи коллег из бюро: «Считаю себя ответственной перед клиентами за их деятельность».
Трудности руководителей
Сопровождая дело о банкротстве ООО «Шоп», она поручила юристу проверить, может ли третье лицо полностью рассчитаться со всеми кредиторами за должника (дело № А40-64995/2011). Консультант принес заключение с ошибочным выводом, что так делать нельзя. И мы какое-то время исходили именно из такой позиции, вспоминает Гребнева. Вывод юриста изначально показался ей странным и нелогичным. Но управляющий партнер бюро всегда культивировала высокую степень доверия мнению коллег, потому сразу ничего не стала перепроверять.
На преодоление той оплошности потребовалось несколько лет дополнительных усилий и прохождения ситуаций, когда полный проигрыш клиент мог получить ближайшим судебным актом, добавляет она. Гребнева честно признается, что и работать тогда пришлось на условиях гонорара успеха вместо более выгодной почасовой оплаты. Теперь, если что-то в позиции коллег ей кажется неубедительным, она не стесняется просить дополнительных обоснований и проверять.
Для меня сейчас наиболее болезненно ошибиться с клиентом или проектом. Если сразу что-то не складывается в коммуникации, то лучше отказаться от проекта, какие бы гонорары ни обещали по итогу. Этому учусь и продолжаю учиться доверять интуиции.
И именно умение анализировать причины подобных ошибок приводит к наиболее эффективному развитию, констатирует Гребнева.
Правильная реакция
Не допускать ошибки вообще все равно не получится. Человек не робот, поэтому не застрахован от них, говорит старший партнер адвокатского бюро Андрей Гривцов. Поддерживая тезис коллег, партнер Владимир Ефремов вспоминает, что, когда работал в банковской отрасли, их юрдеп закладывал потенциальные потери банка от 0,1 до 1% при взыскании задолженности, включая туда технические ошибки в расчетах, описки юристов и судов. Допустить ошибку нормально, ненормально — неправильно на нее реагировать.
Чтобы успокоиться после неудачи, переключитесь на занятие, которое должно принести вам с большой долей вероятности положительный результат. Так вы и успокоитесь, и самооценку поднимите. А потом, вернувшись в спокойное состояние, анализируйте.
Важно извлекать правильный опыт из неудач и использовать его, чтобы стать сильнее. Гривцов признает собственную невнимательность при подготовке документов. Потому всегда просит кого-то другого перечитывать их после себя. А в подобная двойная проверка результатов работы поставлена на поток. Это помогает не только находить возможные ошибки, но и оценить, насколько будет понятен результат нашей работы клиенту, объясняет управляющий партнер этой юрфирмы Мария Чуманова.
Я согласна с выражением «кто не ошибается, тот ничего не делает», но успокаивать себя этой фразой слишком часто тоже не стоит: большое количество ошибок в работе юриста — это проблема, которую нужно решать. Юрист не может себе позволять часто ошибаться.
При анализе собственных оплошностей важен баланс. Нельзя замалчивать ошибку перед самим собой, но и самоедством заниматься непродуктивно, подчеркивает управляющий партнер Денис Литвинов. Переживание юриста может затянуться. Поэтому его руководителю тоже нужно это прочувствовать, понять, поддержать и помочь пережить спад, рассуждает управляющий партнер юридического партнерства Мария Ильяшенко. У каждого управленца в юрбизнесе она выделяет в связи с этим четыре задачи:
- проводить тщательный первоначальный отбор, чтобы в команду попадали люди, которых заряжает профессия;
- стараться продумать чек-листы на все случаи жизни;
- понимать, что тотальный контроль не дает юристам вырасти и стать самостоятельными;
- находить в себе силы на поддержку члена команды и помощь в поиске выхода из сложившейся ситуации.
После допущенной ошибки партнер юридической фирмы Антон Кабаков советует сосредоточиться на двух аспектах — как ее исправить и как не повторять.
Чем раньше ошибка обнаружилась, тем выше вероятность ее исправить. Более того, если юрист раскрыл свою ошибку, то справляться он с ней будет уже не в одиночку: к решению проблемы подключатся коллеги. А коллективно найти решение обычно легче. Как говорится: «одна голова хорошо, а две лучше».
В Forte Tax & Law стараются создать такую атмосферу, чтобы юристы без опаски могли признаться в собственных неудачах. При их обсуждении мы стараемся делать акцент не на том, как такое вообще произошло, а на том, как исправить и как не допустить впредь, подчеркивает эксперт. Выработка подобных решений возможна только в спокойных условиях, подчеркивает Ефремов. Он уверен, что любые побочные эмоции будут только мешать: «Рекомендую ограничиться здоровой рефлексией, нормальными выводами и урегулированием вопроса с заказчиком и руководителем». Бесконечные расстройства бессмысленны и вредны, подтверждает партнер Всеволод Байбак. Сделать вывод и использовать этот опыт в дальнейшем, пожалуй, единственно верное решение, полагает он: «Наши ошибки учат нас снисходительнее относиться к ошибкам других».
Важно, чтобы рядом был наставник, который обратит внимание на ошибку и в конструктивной неэмоциональной форме даст рекомендации, как исправить ситуацию.
И не пытайтесь скрыть допущенную оплошность. Иначе последствия окажутся намного хуже. Своевременное информирование об ошибке — залог ее дальнейшего разрешения, а сокрытие — усугубление ситуации и создание новых рисков, предупреждает Ефремов. Вот и партнер юридической фирмы Екатерина Калиничева первым делом признается себе и заинтересованным лицам в совершенной ошибке, параллельно стараясь нивелировать последствия.
Конечно, здорово помогает поддержка старших коллег и осознание, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И дальше, схватив в охапку усвоенные уроки, бежим к новым свершениям.
Одним словом, не стоит переживать по любому поводу и вредно программировать самого себя на очередные ошибки, подчеркивает управляющий партнер Евгения Бондаренко. Но точно стоить задуматься, если оплошность повторяется из раза в раз, продолжает она. Ведь вариант «и так сойдет» в юридической профессии не работает.
Переживание — важный процесс для осознания происходящего и для оценки случившегося, подтверждает клинический психолог психосоматического отделения петербургской Введенской больницы Любовь Дмитриева. Она поясняет, что цель переживания — это изменения: выстраивание нового варианта жизненного пути и дальнейшее развитие личности.
Когда мы что-то делаем и у нас получается, мы приобретаем не опыт, а развиваем навык, который помогает улучшить результат. Опыт появляется тогда, когда что-то пошло не так и нет автоматического решения. Не сама по себе ошибка опыт, а анализ делает ошибку опытом.