Юррынок труда переживает непростые времена: только за последний год число предложений увеличилось на 16%, при этом количество резюме сопоставимо не растет, отметил Юрий Донников, директор юридического департамента и комплаенса HeadHunter. Это приводит к дефициту кадров, который осложняется высокими требованиями бизнеса к кандидатам. По словам Дмитрия Утукина, CEO кадрового агентства Magic Staff, юрфирмы часто обращаются с запросом на поиск готового специалиста, который уже завтра сможет приступить к работе в сформированной практике. Это помогает компаниям быстро усиливать практики и не отвлекаться на обучение новичков.
Но такая система найма имеет недостатки. Один из них — размытие корпоративной культуры юрфирмы и нарушение метода передачи опыта, считает Кирилл Миллер, партнер Новые сотрудники незнакомы с ценностями и образом мышления компании, не знают ее традиций и неформальных правил. Поэтому юрфирмы заинтересованы в выращивании собственных кадров. Это помогает сформировать пул лояльных профессионалов, ориентированных на задачи компании, объясняет Александра Шашкова, заместитель директора по персоналу

Чтобы заполучить лучшие кадры, нужно взрастить, обучить и адаптировать сотрудников под себя. И такая стратегия принесет результат.
При подготовке материала мы опросили 14 федеральных и региональных юрфирм. Оказалось, что лишь одна компания не ищет студентов целенаправленно. Остальные активно набирают молодых сотрудников и привлекают такие кадры разными путями.
Пять способов привлечь молодых сотрудников

Многие сотрудники юрфирм преподают в вузах. Это помогает находить самых перспективных и талантливых студентов и предлагать им работу, говорит Анна Заброцкая, партнер и руководитель практики «Разрешение споров» и практики «Индустрия моды и товары класса „люкс“» Каждый год сотрудники-преподаватели рекомендуют и приглашают талантливых и заинтересованных в профессии студентов, подтверждает Екатерина Михальская, управляющий партнер По ее словам, это полезно для всех: студенты привносят в коллектив энергию и любознательность, а в ответ набирают необходимые для работы навыки и умения.
Такой подход позволяет заполнить имеющиеся вакансии по-настоящему замотивированными сотрудниками, не привлекая HR, уверен Сергей Гландин, канд. юрид. наук, партнер Почти все из них остаются в команде или дальше развиваются в профессии. Сначала Гландин был автором и преподавателем спецкурсов по санкциям на юридическом факультете МГУ, сейчас преподает в магистратуре ВШЭ.

Без скромности скажу, что каждый второй молодой санкционщик в России — мой бывший студент из МГУ или ВШЭ.
Другой формат сотрудничества с вузами — дни карьеры, лекции и мастер-классы, организация экскурсий для студентов, добавляет Евгения Шмелева, менеджер по персоналу На этих мероприятиях студентов знакомят с работой компании, выискивая самых амбициозных и целеустремленных из них.
Юрфирмы предлагают стипендии для самых способных студентов. Так, предоставлял стипендии учащимся магистратуры Российской школы частного права (РШЧП). К кандидатам предъявляли несколько требований: отличная посещаемость занятий и хорошие оценки по итогам сессии. Вместе с заявкой соискатели направляли мотивационное письмо. В нем объясняли, почему учатся в магистратуре и для чего им нужна стипендия. Среди всех заявок выбирают победителя, который получает ежемесячную выплату 50 000 руб.
Аналогичные ежемесячные стипендии для студентов РШЧП предлагали:
- — 70 000 руб.;
- — 50 000 руб.;
- адвокат Максим Божко — 50 000 руб.
Именные стипендии студентам МГУ предлагает и Разовую выплату три учащихся получают за лучшие эссе о проблемах права. Подобные программы есть и в региональных вузах. выбирает стипендиатов среди учащихся Казанского федерального университета, а поощряет студентов из Ингушетии, которые учатся за пределами республики. Соискателям нужно подтвердить, что они успешно учатся, и подготовить мотивационное письмо. Подобные программы поддерживают не только юрфирмы, но и бизнес. Например, у «Газпромбанка» есть спонсорская стипендия для студентов-юристов из РШЧП и ВШЭ.
Такие стипендии помогают фокусироваться на студентах с большим потенциалом, говорит Жанна Томашевская, управляющий партнер «Томашевская и партнеры». Еще это повышает привлекательность компании. Стипендиаты приходят в офис юрфирмы, знакомятся с ее работой и в будущем могут стать сотрудниками компании.

Еще один способ — стажировки. По информации HeadHunter, по всей стране открыто 206 вакансий для стажеров-юристов, 45 из них — в Москве. Чтобы попасть на стажировку в компанию, нужно пройти отбор. Юрфирмы смотрят не только на престиж вуза: они оценивают мотивацию соискателя, его интерес к новостям юррынка и законодательным изменениям.
Этапы отбора на стажировку каждая фирма определяет самостоятельно. Зачастую просят направить резюме и сопроводительное письмо, а потом пройти собеседование и выполнить тестовое задание.

Это хорошая возможность проверить, сможет ли претендент решить сложную интеллектуальную задачу в ограниченное время. С подобными заданиями справляются не все: часть кандидатов не дописывает тест и уходит.
Стажировка помогает увидеть молодого специалиста в работе и оценить его потенциал, дополняет Шмелева. С первого дня стажировки студенты вовлечены в реальные задачи и проекты фирмы, что позволяет им продемонстрировать свои возможности. За последние два года в Better Chance прошли стажировку 27 человек, 80% из которых теперь строят карьеру в компании. В компании «Томашевская и партнеры» из 1000 стажеров более 50 человек перешли на работу помощником юриста, десять выросли до младших юристов, а еще двое — до позиции юриста.
При этом стажировка должна увлекать и напоминать игру, считает Даниил Рудницкий, операционный директор международного направления «Мы разрабатываем дорожную карту: за качественно выполненные задания стажер получает внутренние баллы, и в будущем он сможет потратить их в корпоративном магазине. Он может приобрести дополнительный выходной, сертификаты на поход в ресторан, шопинг или поездку в офис в Дубае», — рассказывает Рудницкий.
Привлечь талантливых студентов помогает организация игровых судебных поединков (муткортов), говорит Полина Качкина, исполнительный директор Обычно муткорты состоят из двух этапов: подготовка процессуальных документов и их устная защита. Играют две команды, представляющие истца и ответчика. По итогам «заседания» выбирают победителя — того, чьи доводы оказались убедительнее. В 2024 году компания провела уже пятый муткорт по ГЧП. В нем приняли участие 36 команд из 22 российских университетов. Всех участников команды-победителя пригласили на оплачиваемую стажировку — 40 000 руб. в месяц.

Мы верим, что это точно стоит вложенных затрат и усилий. Уже сегодня у нас работают три юриста — победителя наших муткортов разных лет.
Ежегодные федеральные муткорты, такие как «Хрустальная Фемида», кейс-турнир «Кафедра», Kutafin Legal Cup, Ural Commercial Moot Court, традиционно собирают большое число спонсоров, заинтересованных в поиске молодых сотрудников. Так, «Хрустальную Фемиду — 2025» поддержали юрфирмы , , , А кейс-турнир «Кафедра» спонсируют «Газпромнефть Экспертные решения», Сбербанк, «Россети Ленэнерго», Адвокатское бюро Представители этих компаний выступали судьями, слушали выступления сторон и принимали итоговое решение.

За годы работы на рынке многие фирмы выстроили бренд, который сам притягивает молодых соискателей. «Работа с лучшими, стабильность, профессионализм, уникальные проекты и глубокие экспертные знания — то, с чем ассоциируют сильный бренд, такой как ЕПАМ», — говорит Шашкова.
Немалую роль в этом играет включение компании в ведущие федеральные рейтинги, продолжает Диана Лебедева, руководитель административного департамента Это работает на бренд и помогает закрыть потребность в активном поиске кадров. «Студенты сами пишут на почту, звонят, находят нас в соцсетях», — рассказывает Лебедева.
Крупные компании привлекают молодых соискателей бонусами. Например, всем сотрудникам доступен ДМС, офис с настольными играми, тимбилдинг и курсы актерского мастерства, рассказала директор по развитию компании Вероника Крылова. Сотрудники могут заниматься корпоративной йогой и теннисом, им компенсируют стоимость занятий английским и сессий с психологом. «В компании есть традиция — еженедельный random coffee. Это возможность сходить в любую кофейню за счет компании и пообщаться с коллегами на личные темы», — рассказал Рудницкий.
Большое внимание уделяют программам наставничества, регулярным тренингам, добавляет Анастасия Орешкина, старший менеджер по подбору и адаптации персонала Это способствует адаптации, росту молодых юристов и в конечном счете — развитию бренда в целом.