Рейтнг ПРАВО.ru 300
Поиск по каталогу
Юррынок
18 марта 2022, 10:20

Когда клиенту нужно отказать и как это правильно сделать

Когда клиенту нужно отказать и как это правильно сделать
Излишняя скрытность, требование гарантий, демпинг со ссылкой на расценки других консультантов — все это веские причины, чтобы отказать новому клиенту. А вот неоплаченные счета уже могут стать поводом, чтобы сказать нет старому доверителю. Правда, не всегда это надо делать. О том, в каких случаях следует отказывать тем, с кем фирма работает уже давно, и почему не стоит браться за каждое дело «с улицы» — в нашем материале.

Конфликт интересов и отсутствие перспектив

Развитие юрфирмы невозможно без привлечения новых клиентов. Но есть ситуации, когда потенциальным клиентам приходится говорить «нет». Самые очевидные случаи: отсутствие профильной экспертизы и конфликт интересов. Этими двумя причинами объясняется значительная часть всех отказов, признаются опрошенные Право.ru юристы.

Мы часто отказываем потенциальным клиентам (зачастую участникам корпоративных конфликтов), потому что на момент их обращения уже прямо или косвенно представляем их оппонентов.

Руслан Коблев, управляющий партнер АБ Коблев и партнеры Коблев и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право

Еще одна объективная причина отказа — нереальный дедлайн. Если становится понятно, что за поставленный срок выполнить работу качественно не получится, не нужно рисковать своей репутацией и пытаться сделать хоть что-то. В таких случаях нужно однозначно говорить «нет», уверен Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮК «Варшавский и партнеры»

Больше вопросов вызывает ситуация, когда к консультанту приходят с заведомо проигрышным делом. Предупредить клиента об отсутствии перспектив нужно обязательно, но что делать дальше — мнения юристов расходятся. Так, Иван Веселов, партнер ALUMNI Partners ALUMNI Partners Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение (фармацевтика) группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (валютное регулирование) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Защита персональных данных группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Комплаенс группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Финансовое/Банковское право группа Международные судебные разбирательства Профайл компании , говорит, что в компании готовы взяться за любой спор, поэтому окончательное решение остается за клиентом.

Другие же фирмы вовсе отказываются браться за очевидно проигрышные дела, в частности из репутационных соображений. «Даже если все предупреждения есть в соглашении, а дело совсем бесперспективное, клиент в итоге скажет: «Мой юрист или моя юридическая фирма проиграли дело другим юристам из другой юридической фирмы», — поясняет управляющий партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Защита персональных данных группа Цифровая экономика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 30место По выручке на юриста 45место По выручке Профайл компании Евгений Шестаков.

Без перспектив мы не работаем, даже если клиент готов за это платить.

Андрей Тимчук, партнер (СЕО) КА Delcredere Delcredere Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Антимонопольное право группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании

Плохая репутация и настойчивые советы

Проблемными бывают не только дела, но и сами клиенты. Так, управляющий партнер Versus.legal Versus.legal Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Цифровая экономика группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Интеллектуальная собственность (консультирование) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Семейное и наследственное право группа Финансовое/Банковское право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Интеллектуальная собственность (защита прав и судебные споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Экологическое право группа Банкротство (споры mid market) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 9место По количеству юристов 29место По выручке на юриста 32место По выручке Профайл компании Геннадий Курдюмов считает нужным отказываться от клиентов с сомнительной репутацией. Такого же мнения придерживается управляющий партнер юрфирмы Кульков, Колотилов и партнеры Кульков, Колотилов и партнеры Федеральный рейтинг. группа Международные судебные разбирательства группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Международный арбитраж группа Санкционное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) Профайл компании Максим Кульков. Он также отмечает, что обходит стороной дела, в которых надо идти против себя и «доказывать, что черное — это белое, там, где самому очевидно, что клиент жулик, а надо выставлять его в белом свете». 

По словам BD-менеджера Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) Профайл компании Надежды Бобиной, насторожиться стоит и в том случае, если клиент скрытничает, отказывается предоставлять нужную информацию или делает это очень дозировано. «Бежать» также следует от клиента, который просит консультанта совершить что-то незаконное, например «нарисовать» документы или помочь вывести активы, предупреждает Тимчук.

Признать ошибки и оставить дверь открытой: как юрфирме вернуть клиента

Бывает и такое, что просьба клиента формально находится в рамках закона, но все равно идет вразрез с этическими представлениями юриста. Например, один мужчина обратился к Наталье Боковой, партнеру АБ Казаков и партнеры Казаков и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство (споры) группа Уголовное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал , за помощью, чтобы добиться совместного проживания с ребенком. А сделать он это, по словам юриста, хотел, чтобы «насолить» бывшей супруге, разлучив ее с ребенком. В такой ситуации консультант должен напомнить, что это не просто споры между бывшими супругами: под удар в первую очередь попадет ребенок. Если клиент продолжает настаивать на своем, то правильнее, конечно, будет отказать ему в помощи, уверена Бокова.

Избегать следует также клиентов, которые требуют от консультанта гарантировать результат, замечает Олеся Петроль, партнер Petrol Chilikov Petrol Chilikov Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал группа Международный арбитраж группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) В свою очередь, управляющий партнер адвокатского бюро «НБ» Нина Боер признается, что старается обходить стороной таких доверителей, которые считают нужным давать консультанту настойчивые «советы», что именно и как именно он должен делать. Это сильно усложняет работу. А за ее результат в конечном счете отвечает эксперт, и никакие отговорки из серии «А вы сами мне так сказали» не сработают, напоминает Боер.

По словам Бобиной, насторожиться также стоит, если во время переговоров потенциальный доверитель часто приводит в пример других консультантов, давит с позиции «А я могу и к другому уйти». С таким клиентом-манипулятором навряд ли будет комфортно работать. Кроме того, подобные отсылки с целью сбить цену могут в будущем вылиться в проблемы с финансированием проекта. К примеру, клиент откажется платить за проведение экспертизы, что может напрямую повлиять на конечный результат работы, предупреждает Андрей Соломяный, партнер Tax Compliance Tax Compliance Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Ритейл, FMCG, общественное питание Профайл компании

Услуги оказаны, а счета не оплачены

Настоящим своим доверителям юрфирмы отказывают существенно реже, чем потенциальным: стороны все же предпочитают как-то договариваться и продолжать сотрудничество. Но порой «нет» может услышать и старый клиент.

Вредные советы: как нельзя общаться с клиентом

Причины этого могут быть аналогичны некоторым из тех, что вынуждают юристов отказывать потенциальным доверителям. Петроль, например, говорит, что может отказать клиенту, который уже в процессе начинает предлагать и активно настаивать на неуместных решениях или решениях, которые в действительности навредят делу. «Если клиент проигнорирует наш совет, нам придется расстаться», — подчеркивает юрист.

Сказать нет действующему клиенту консультант также может из-за серьезной задержки оплаты. Но здесь важно соблюсти золотую середину, предупреждает Кульков: «С одной стороны, всегда стоит входить в положение клиента и давать ему отсрочку, а с другой — нельзя опоздать. Пока вы работаете, у клиента есть стимул платить. Когда вы закончили, остается надеяться только на его порядочность или юридические механизмы взыскания долга».

Как правильно сказать нет

Главное правило хорошего отказа — не затягивать с ним, сходятся во мнении опрошенные юристы. Если вы решили сказать клиенту «нет», то чем раньше вы это сделаете, тем больше у него останется времени на поиски другого консультанта и тем приятнее впечатление останется от вас, говорит Бобина.

Если же причиной отказа было отсутствие соответствующей специализации у юрфирмы, то можно и вовсе самому предложить контакт юриста, который мог бы взяться за проблему клиента, дает совет Соломяный. Правда, здесь важно быть аккуратным и рекомендовать только проверенных партнеров, в экспертизе и сервисе которых вы уверены, предупреждает Бобина.

На вопрос, нужно ли всегда раскрывать реальные причины отказа, юристы отвечают по-разному. Некоторые из них уверены, что с клиентом нужно быть предельно откровенным. В таком случае точно не останется никаких разногласий и недопониманий, уверен Штукатуров.

Любой вопрос, который вызывает сомнения, должен быть прямо проговорен. Какие-либо игры, намеки здесь неуместны.

Дарья Константинова, партнер АБ Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право

В то же время сказать правду порой может быть просто небезопасно, замечает Кульков. Отказать потенциальному доверителю из-за отсутствия специализации — это одно, а сделать это из-за плохой репутации клиента — совсем другое. Если по какой-то причине правда кажется не лучшим выходом, всегда можно сослаться на конфликт интересов (даже если его нет) или, если это тоже не выход, назвать очень высокую цену, говорит Кульков.

Правда, как отмечает юрист, эти варианты не работают по отношению к настоящим клиентам, ведь, если конфликт интересов и правда возникнет, доверитель задаст вполне резонный вопрос: «Почему вы бросаете именно нас?»

Вообще, когда речь заходит о настоящих клиентах адвокат должен сделать все, чтобы дело клиента не пострадало от его отказа, обращает внимание Боер.

Мы можем взыскивать с доверителя задолженность, но, несмотря на этот спор, не можем не дать клиенту достаточно времени для поиска замены и не имеем права не передать дела.

Нина Боер, управляющий партнер адвокатского бюро «НБ»