Суть мероприятия
В сфере бизнес-консалтинга стратегическими сессиями называют мероприятия, на которых ключевые сотрудники компании и приглашенные специалисты вместе разрабатывают корпоративные решения. Как правило, речь идет о создании среднесрочного или долгосрочного плана развития фирмы. Юрдепы крупных предприятий тоже регулярно участвуют в подобных активностях. Для этого сотрудники выезжают на два-три дня за пределы офиса — на базу корпоративного университета или в дом отдыха, рассказывает директор правового блока «Ростелеком» Александр Смирнов. По его словам, если число работников в юридическом отделе не больше ста человек, то на выезд стараются брать всех. Когда правовая команда состоит из несколько сотен юристов, то приглашают только ключевых.
Одна из основных задач стратсессии — создать единое информационное поле в коллективе, повысить уровень вовлеченности персонала и сильнее сплотить его. На это обращает внимание Руслан Ибрагимов, основатель и управляющий партнер IRS Management Group, а в прошлом вице-президент МТС: «Такое мероприятие можно отнести к линейке мощных командообразующих инструментов». С коллегой соглашается и управляющий партнер юрфирмы Денис Косенков, который до консалтинга более 12 лет руководил юридическими подразделениями в крупных российских компаниях. Он объясняет, что для достижения высоких результатов все работники должны трудиться в одинаковом контексте и четко видеть общие ключевые цели: «Стратегические сессии в этом хорошо помогают». На этих мероприятиях особенно удобно презентовать коллегам организационные изменения, которые только планируется внедрить. Узнав о них, команда сможет коллективно выработать наиболее эффективные методы для их реализации и спокойнее принять нововведения, поясняет бывший директор юридической поддержки «Сибура», а сейчас основатель компании «Юридический менеджмент» Алексей Никифоров.
Сотрудникам важно ощутить причастность к формированию базовых правил совместной работы, обменяться и обогатиться профессиональным опытом, увидеть успехи коллег, продемонстрировать достижения и даже, возможно, получить награды перед всем коллективом. Это повышает мотивацию работников.
При этом собираться в таком формате нужно хотя бы два раза в год, советует директор по маркетингу и развитию Светлана Лашук. А лучше — еще чаще. В гармонично распределяют тренинги по разным темам на весь календарный год: пять-семь отводят для развития гибких навыков (софт скиллов) и семь-десять — для жестких. Практика показывает, что так информация лучше усваивается, говорит управляющий партнер этой юрфирмы Максим Кульков: «Когда людей вывозят на пару дней за город, где в первый день пичкают тренингами, а на второй пьют алкоголь, то запоминается обычно второе».
По наблюдениям Лашук, основные части работы на стратсессии должны быть следующими:
- устроить игру или дать задания каждой группе (а-ля мозговой штурм);
- предоставить слово каждому, кто хочет высказаться;
- выделить место конструктивной критике и обратной связи;
- зафиксировать на бумаге все происходящее;
- подвести итоги в конце и обозначить дедлайны для поставленных задач, назначить ответственных;
- проследить, чтобы все выполнялось в срок.
Важность для руководства и сотрудников
Эффективная стратсессия позволяет по-новому взглянуть на работу и руководству фирмы, и рядовым сотрудникам. Топ-менеджеры начинают понимать, чего им действительно хочется от бизнеса еще при подготовке к мероприятию — когда они собирают аналитику, говорит бывший главред журнала «Корпоративный юрист», а сейчас директор по развитию адвокатского бюро Kaloy.ru Елена Ершова. По ее мнению, порой начальство во время таких совместных выездов может открыть неожиданный потенциал у ключевых сотрудников. А работники, в свою очередь, ощущают себя частью бизнеса, которая тоже принимает решения и влияет на результативность команды.
Для многих стратсессия открывает новое понимание миссии в компании, особенно после знакомства с аналитикой, о которой многие даже не задумываются. Например, сотрудник узнает стоимость своего рабочего часа для компании и анализирует собственную эффективность или неэффективность.
Результат таких стратсессий не заставит себя долго ждать. После мероприятий в организации снижается текучесть персонала, повышается его вовлеченность в работу, а еще формируются новые связи между сотрудниками, чтобы быстрее решать сложные задачи, перечисляет Никифоров.
Иногда стратсессии дают коллективу столь необходимую перезагрузку. Если текущий подход к ведению бизнеса потерял актуальность, показатели падают и идет стагнация, то во время командной работы удается найти верный путь по выходу из кризиса, замечает директор по развитию адвокатского бюро Наталья Николаева. Правда, далеко не все руководители-юристы имеют бизнес-образование, поэтому подготовить стратегическую сессию получится лучше, если пригласить внешних консультантов, рекомендует эксперт. Ибрагимов уточняет, что в роли сторонних специалистов должны быть профессионалы, имеющие большой опыт работы в руководстве юрдепом и обладающие навыками использования элементов так называемой управленческой психологии.
Но найти подходящего спикера будет очень сложно. По словам Кулькова, главная проблема внешних консультантов — их оторванность от работы «в полях». Одно дело — найти эксперта по вопросам тайм-менеджмента, и совсем другое — по теме менеджмента судебного дела или выступлений в суде. Юрист рассуждает: «Даже если коуч — экс-партнер хорошей юрфирмы, то через три-четыре года после прекращения работы его знания и навыки устаревают».
Представьте, если хирург, который никогда не делал операций или сделал несколько много лет назад, вдруг начнет учить других, как резать скальпелем.
Объединяем разные форматы
Еще больше споров у экспертов вызвал вопрос совмещения стратсессий с юрфорумами, которые в последние годы стало модно проводить в разных городах. Николаева полагает, что два таких мероприятия юридическая команда может безболезненно соединить: «Выходит идеальная синергия, которая позволяет совместить приятное с полезным — профессиональное общение, обмен опытом, новые знакомства, приятная неформальная обстановка и некий тимбилдинг для всего коллектива». Кроме того, дискуссии в регионах дают возможность юристам оттуда, обладающим уникальным опытом, поделиться взглядами на развитие профессии, добавляет партнер адвокатского бюро Алексей Костоваров.
- Обсуждать будут актуальные темы правового сопровождения бизнеса — от санкций до банкротства.
- На форум приедут профессионалы из разных отраслей: топ-менеджеры компаний и партнеры лидирующих юрфирм.
- Бархатный сезон в Сочи — лучшее время для открытия нового делового сезона в компании друзей и коллег.
- Регата Юридического форума юга России.
Чтобы попасть на мероприятие, заранее приобретайте билеты.
Управляющий партнер адвокатского бюро Андрей Корельский, наоборот, видит в таком сочетании ощутимый минус: «Задачи у всех компаний разные, а многие особенности не подходят для широкой публики». Да и выехать на такую стороннюю конференцию большим составом будет проблематично, считает Лашук.
Объединять поездку на форум со стратсессией стоит, если есть четкая цель — обменяться лучшими практиками с коллегами из других фирм и активизировать внешние связи.
Комбинирование стратсессии и выезда на форум директор по развитию бизнеса и маркетингу Дмитрий Белов сравнивает с приготовлением рыбы фугу: «Одно неверное движение — и вместо уникального деликатеса вы получаете опасный продукт». Поэтому нужно быть первоклассным поваром, чтобы все сделать правильно и достичь результата, на который рассчитывали, подчеркивает он.
Если вы уверены в своих возможностях и в команде, готовы вложиться временем и ресурсами, чтобы получить этот редкий деликатес, — пробуйте. Если вам все удастся, вы будете щедро вознаграждены. Наше бюро самостоятельно делало такие крупные форумы, как Sochi Legal и Kazan Legal, и проводило стратсессии во время ежегодных конференций IBA. Наш богатый опыт проведения таких мероприятий показывает, что свою «фугу» мы готовим правильно и с нужным результатом.